14.01.2021
3 372

В индонезийской пещере обнаружили одно из древнейших изображений животных

4.7

Ученые провели датировку наскальных рисунков из пещеры на острове Сулавеси, показав, что их возраст может превышать 45 тысяч лет.

©Maxime Aubert

В пещере Линг-Тедонгнге (Leang Tedongnge) на индонезийском острове Сулавеси ученые обнаружили один из древнейших наскальных рисунков — и, по-видимому, древнейший, на котором показано животное. Изображение бородавчатых целебесских свиней, населяющих местные острова, датировано возрастом более 45 тысяч лет, о чем рассказывается в статье, опубликованной в свежем номере журнала Science Advances.

Как отмечают авторы работы — команда индонезийских и австралийских ученых во главе с Адамом Браммом (Adam Brumm), — находка в очередной раз свидетельствует, что «первые традиции наскальной живописи появились не в Европе ледникового периода, как долгое время предполагалось, но, по-видимому, ранее в Азии или даже еще в Африке, где появился наш вид». По соседству с целым изображением свиньи (136 x 54 сантиметра) ученые заметили два, а возможно, и три частичных.

Полное изображение включает и несколько трафаретных рисунков рук, сделанных традиционным путем выдувания краски на прижатую ладонь / ©AA Oktaviana

Эти животные играли важную роль в жизни и питании местных жителей эпохи палеолита. Судя по расположению фигур, древний художник старался показать сцену активного взаимодействия свиней — возможно, их противостояния. Сходные сцены известны по рисункам из пещеры Шове во Франции. Еще как минимум два изображения на Сулавеси сохранились слишком плохо и не поддаются идентификации. Саму пещеру и ее изображения открыли на Сулавеси еще несколько лет назад, однако теперь ученым удалось провести их датировку.

Вход в пещеру Линг-Тедонгнге / ©AA Oktaviana

Неизвестный художник (или художники) использовал минеральные пигменты фиолетового, красного и коричневого цветов. По этим минералам, используя уран-ториевый метод датирования, исследователи оценили возраст пары рисунков из Индонезии, показав, что один из них насчитывает не менее 32 тысяч лет, а второй — 45,5 тысячи лет. «Насколько известно, — пишут ученые, — это самые ранние известные примеры фигуративного искусства». Кроме того, рисунки стали самым ранним свидетельством присутствия на местных островах людей современного типа, а не «хоббитов» Homo floresiensis.

Напомним, в прошлом году фигуративные изображения — сцены с бизонами и другими животными — нашли на Балканах, но их возраст составляет «всего» 34 тысячи лет. Известны примеры более древних образцов, которые можно назвать «искусством», однако они представляют собой лишь элементарные зигзагообразные узоры.