16.10.2020
5 082

«Параллельные» человечества могли исчезнуть из-за изменений климата

4.5

Итальянские ученые провели моделирование изменений климата в прошлом и пришли к выводу, что они могли привести к исчезновению различных видов Homo.

«Параллельные» человечества могли исчезнуть из-за изменений климата / ©amp.akcenty.com.ua

Исследование опубликовано в журнале One Earth. Как известно, современные люди — Homo sapiens — были не единственными представителями рода людей (Homo), обитавшими на нашей планете. Тем не менее остальные ветви человечества вымерли, хотя некоторые успели внести вклад в современный генофонд (например, неандертальцы и денисовцы). Причины их исчезновения далеко не однозначны и, вероятно, включают много факторов. Одним из ключевых, по мнению ученых из Неаполитанского университета имени Фридриха II (Италия), было изменение климата.

По словам Паускуале Райа, одного из авторов исследования, параллельные ветви человечества (в том числе те, потомками которых являются современные люди, например Homo habilis, Homo ergaster, Homo erectus и другие) в первую очередь не справились именно с похолоданием и потому исчезли.

При этом те же неандертальцы, согласно современным научным взглядам, были, скорее всего, не глупее сапиенсов (разве что, возможно, менее креативными и творческими) — им просто не повезло. Они также изготавливали сложные орудия труда, использовали огонь и могли общаться при помощи членораздельной речи. Кроме того, они были адаптированы к холодному климату больше, чем наши непосредственные предки.

Между тем, согласно моделированию ученых из Италии, их в числе прочих «подкосили» именно изменения погодных условий. Исследователи использовали эмулятор климата с высоким разрешением, который способен показать колебание температуры, количество осадков и прочие параметры за последние пять миллионов лет. Также ученые проанализировали обширную базу окаменелостей, которая охватывала 2754 археологических артефакта.
Специалисты задались целью понять, как различные виды рода Homo реагировали на изменения климата.

В итоге удалось установить, что Homo erectus, Homo heidelbergensis, а также неандертальцы перед исчезновением потеряли значительную часть своей климатической ниши без сокращения территориального ареала — наиболее суровым климат был как раз накануне окончательного вымирания того или иного вида людей. А в случае с неандертальцами дело, вероятно, осложнилось и конкуренцией с сапиенсами. Ученые считают, что подобные выводы — повод задуматься над антропогенным воздействием изменений климата в наши дни.