Израильские антропологи описали возможный новый вид гоминидов — «человека из Нешер-Рамлы» — Naked Science

Останки, датированные средним палеолитом, сочетают черты неандертальцев и более архаических людей: возможно, они принадлежали до сих пор неизвестной группе древних Homo, живших на территории Ближнего Востока.

Найденные кости: челюсть и фрагмент черепа
Найденные кости: челюсть и фрагмент черепа / ©Tel Aviv University

В 2010 году строители, добывавшие известняк в центральной части Израиле, обнажили провал, в котором вскоре были найдены древние останки и орудия. В следующие годы команда археологов во главе с Йосси Зайднером (Yossi Zaidner) устроила раскопки, обнаружив фрагменты черепа и почти целую челюсть с парой зубов, которые отнесли к одному и тому же индивидууму и датировали возрастом 120-140 тысяч лет. Ученые представили эти находки в статье, опубликованной в журнале Science.

По соседству находились кости животных и каменные инструменты, изготовленные по технологиям индустрии Леваллуа, которая была распространена в среднем палеолите и встречается на стоянках как наших непосредственных предков, Homo sapiens, так и неандертальцев. Однако сами останки из местонахождения Нешер-Рамла (Nesher Ramla) оказались непохожи ни на тех, ни на других гомининов.

Тщательно рассмотрев морфологию этих костей, антропологи сравнили их с образцами других древних представителей Homo. Ученые отметили, что в них сочетаются как неандертальские, так и более архаические черты. Например, мощная челюсть и крупный моляр сближают их с неандертальцами, а толстая теменная кость указывает скорее на более древних гоминидов, что крайне неожиданно для этого времени и места. Возможно, мы имеем дело с останками прежде неизвестной группы Homo.

Найденные фрагменты черепа «человека из Нешер-Рамлы» / ©Tel Aviv University

Это могла быть популяция неандертальцев, населявших именно Ближний Восток, или же отдельная группа, о которой до сих пор ничего неизвестно. В среднем каменном веке, между 790 и 130 тысячами лет назад, на пространстве Африки и Евразии жили многочисленные популяции, из которых сегодня нам известно только о сапиенсах, неандертальцах и денисовцах (хотя существуют некоторые свидетельства о еще одном виде древних людей).

Возможно, эта группа, сочетавшая неандертальские и архаические черты, была предковой для последующих популяций неандертальцев в Европе и Азии. В этом случае «европейское» происхождение неандертальцев оказывается под сомнением, тем более что схожие останки, которые трудно с определенностью отнести к неандертальцам или сапиенсам, обнаруживают и в других израильских местонахождениях.

Впрочем, израильские ученые подчеркивают, что пока об обнаружении новых Homo говорить нельзя, а найденные останки называют просто «человеком из Нешер-Рамлы». Так или иначе, человечество среднего плейстоцена в очередной раз предстает не в виде отдельных, практически не пересекающихся друг с другом видов, «разделивших» между собой ареалы двух континентов, а как обширная и сложно взаимосвязанная сеть популяций, сосуществующих вместе и обменивающихся генами и культурными достижениями.