27.09.2018
Редакция Naked Science
3 072

Исследование показало, что неандертальцы обладали ловкими руками

Анализ костей рук продемонстрировал, что, несмотря на короткие конечности, неандертальцы могли выполнять точные операции.

Ученые из Тюбингенского университета (Германия) представили исследование, в котором сравнили руки неандертальцев и предков Homo sapiens. В то время как у последних могло быть распределение труда, зависящее от способностей индивида, каждый из неандертальцев умел выполнять «точный захват», позволяющий современному человеку удерживать ручку между большим и указательным пальцами. Работа опубликована в журнале Science Advances.

Предыдущие исследования предполагали, что неандертальцы приспособились к простой работе и использовали в повседневной деятельности «грубый захват», при котором кисть целиком обхватывает предмет — как делаем это мы, когда, к примеру, берем молоток. При этом известно, что они оставили артефакты, такие как метки на костях птиц и орудия труда, требующие точных движений. Катерина Харвати (Katerina Harvati) и ее коллеги разрешили это противоречие в новом исследовании.

Они основывались на изучении энтезов (enthesis) — шишковидных образованиях на костях, к которым прикрепляются мышцы. Дело в том, что «точный захват» и «грубый захват» требуют работы разных мышц. Те мышцы, которые задействуют чаще, приводят к увеличению энтезов.

Наскальные рисунки неандертальцев / ©P. Saura

Ученые проанализировали шесть костей рук неандертальцев и такое же количество останков предков современного человека. Результаты показали, что среди изученных образцов все неандертальцы использовали «точный захват», в то время как предшественники Homo sapiens пользовались разными типами захватов. Катерина Харвати прокомментировала открытие:

«До этого считали, что неандертальцы по большей части полагались на силу в ручной деятельности. Эти догадки расходились с существующими археологическими данными. Теперь у нас есть доказательства того, что неандертальцам было присуще сложное культурное поведение».

Ранее археологи получили второй почти полный геном неандертальца, и он указал на новые гены, доставшиеся людям от них, — в том числе связанные с ожирением.