Исследование показало, что неандертальцы обладали ловкими руками

Исследование показало, что неандертальцы обладали ловкими руками

Анализ костей рук продемонстрировал, что, несмотря на короткие конечности, неандертальцы могли выполнять точные операции.

Ученые из Тюбингенского университета (Германия) представили исследование, в котором сравнили руки неандертальцев и предков Homo sapiens. В то время как у последних могло быть распределение труда, зависящее от способностей индивида, каждый из неандертальцев умел выполнять «точный захват», позволяющий современному человеку удерживать ручку между большим и указательным пальцами. Работа опубликована в журнале Science Advances.

Предыдущие исследования предполагали, что неандертальцы приспособились к простой работе и использовали в повседневной деятельности «грубый захват», при котором кисть целиком обхватывает предмет — как делаем это мы, когда, к примеру, берем молоток. При этом известно, что они оставили артефакты, такие как метки на костях птиц и орудия труда, требующие точных движений. Катерина Харвати (Katerina Harvati) и ее коллеги разрешили это противоречие в новом исследовании.

Они основывались на изучении энтезов (enthesis) — шишковидных образованиях на костях, к которым прикрепляются мышцы. Дело в том, что «точный захват» и «грубый захват» требуют работы разных мышц. Те мышцы, которые задействуют чаще, приводят к увеличению энтезов.

Наскальные рисунки неандертальцев / ©P. Saura

Ученые проанализировали шесть костей рук неандертальцев и такое же количество останков предков современного человека. Результаты показали, что среди изученных образцов все неандертальцы использовали «точный захват», в то время как предшественники Homo sapiens пользовались разными типами захватов. Катерина Харвати прокомментировала открытие:

«До этого считали, что неандертальцы по большей части полагались на силу в ручной деятельности. Эти догадки расходились с существующими археологическими данными. Теперь у нас есть доказательства того, что неандертальцам было присуще сложное культурное поведение».

Ранее археологи получили второй почти полный геном неандертальца, и он указал на новые гены, доставшиеся людям от них, — в том числе связанные с ожирением.