Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Завораживающий эффект «Девушки с жемчужной сережкой» научно обосновали
Исследование с использованием электроэнцефалографии и МРТ-сканирования показало, что произведения живописи вызывают в человеческом мозге гораздо более сильный отклик, если люди смотрят на картины в музее, а не на репродукции. Эксперимент провели в Королевской галерее Маурицхёйс в Нидерландах, где хранится «Девушка с жемчужной сережкой» — одно из самых известных полотен голландского живописца XVII века Яна Вермеера.
Шедевры мировой живописи не раз становились предметом научных изысканий. Так, недавно китайские физики нашли на картине Винсента Ван Гога «Звездная ночь» две модели турбулентности. В другой работе анализ микрообразца грунтового слоя «Моны Лизы» пролил свет на рецептуру краски, которую Леонардо да Винчи использовал в своем творении.
Картину Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» часто называют голландской Моной Лизой из-за ее притягательной силы: полотно словно приковывает к себя взгляды зрителей. Недавно независимое исследование по заказу художественного музея Маурицхёйс в Гааге раскрыло, что секрет завораживающего действия кроется в построении картины и световых акцентах, которые затягивают рассматривающих в «петлю устойчивого внимания».
Этот неврологический эффект выявили по результатам эксперимента с участием 20 добровольцев из Амстердамского университета. С помощью технологии отслеживания взгляда, а также ЭЭГ и функциональной магнитно-резонансной томографии специалисты в области нейромаркетинга из компании Neurensics пронаблюдали за реакцией испытуемых на пять произведений из коллекции Маурицхёйса, в том числе на знаменитую работу Вермеера.
Оказалось, глядя на «Девушку с жемчужной сережкой», зрители сначала смотрели на ее глаза, потом — рот и жемчужную серьгу, после чего возвращались к глазам, и цикл повторялся снова. В результате участники созерцали картину дольше, чем остальные полотна, задействованные в исследовании.
Также выяснилось, что разглядывание картины Вермеера больше всего действовало на предклинье — участок теменной доли на внутренней поверхности полушарий головного мозга, отвечающий за самосознание человека, его память и визуально-пространственное восприятие.

В рамках исследования ученые также сравнили, как мозг добровольцев реагировал на подлинные холсты в галерее и их репродукции. Эмоциональная реакция зрителей на музейные картины оказалась в 10 раз сильнее, чем на плакаты.
В комментарии The Guardian директор музея Маурицхёйс Мартина Госселинк (Martine Gosselink) заявила, что она и до эксперимента знала о более сильном воздействии реальных произведений, но хотела, чтобы это ощущение исследовали и научно подтвердили. Теперь сотрудники галереи могут с уверенностью сказать: разница в восприятии действительно есть.
«Десятикратное расхождение — это огромная разница. В этом и заключается отличие, когда вы смотрите на репродукцию и на настоящую работу художника», — подчеркнула она. По словам Госселинк, глядя на подлинные картины, люди становятся ментально богаче, независимо от того, осознают они это или нет.
В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
На Красной планете ученые нашли предполагаемую «каменную летопись» древних приливов. Эту запись могла оставить не существующая сегодня сила — гравитация луны, которая когда-то красовалась в марсианском небе и управляла «ритмом» морей.
В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.
У побережья Канады морские биологи стали свидетелями необычного случая. Косатки и дельфины объединили свои силы, чтобы вместе охотиться на тихоокеанского лосося. Они погружались в темные глубины, а после удачной охоты делились пищей. Это первое задокументированное охотничье сотрудничество между двумя видами морских млекопитающих.
На Красной планете ученые нашли предполагаемую «каменную летопись» древних приливов. Эту запись могла оставить не существующая сегодня сила — гравитация луны, которая когда-то красовалась в марсианском небе и управляла «ритмом» морей.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии