20.02.2016
Редакция Naked Science
39 140

Топ самых опасных динозавров

3.6

Сегодня мы назовем топ самых опасных древних ящеров. В список попал такие динозавры, как тираннозавр, как спинозавр и велоцираптор.

Deinonychus

Тираннозавр

Будет справедливо начать именно с него. Даже если «ящер-тиран» и не был самым смертоносным доисторическим хищником, он оказался самым легендарным динозавром наших дней. И дело не только в массовой культуре (хотя она, безусловно, сыграла свою роль).

Тираннозавр действительно был в числе самых ужасных динозавров. Самый большой из полных скелетов этого существа дает вполне конкретное представление о его размерах. Длина его составляла 12,3 м, а высота – 4 м. Весил такой ящер чуть менее 7 тонн. Согласно расчетам, задние зубы взрослой особи смыкались с силой до 37 килоньютонов, что примерно в пятнадцать раз превосходит показатели взрослого льва.

Все это позволяет предположить, что тираннозавр был своего рода высшим хищником позднего мелового периода (он был и одним из последних ящеротазовых динозавров вообще). Своего рода вершиной эволюции хищных ящеров. Другая теория гласит, что перед нами всего лишь падальщик, который, в силу своих размеров, не мог нормально охотиться. Хотя большая часть ученых ставит под сомнение этот вывод.

Тираннозавр / ©Dinosaurs

В целом же, как и другие существа из семейства тираннозаврид, представители рода тираннозавров ходили на двух лапах, имели передние короткие «руки», массивную голову и длинный хвост. Сейчас этот род включает в себя один вид – Tyrannosaurus rex.

Спинозавр

Каким бы опасным ни был T. rex, однако существовал более крупный хищный ящер. Имя ему спинозавр. Представители этого рода жили в меловой период примерно 100 млн лет назад. Отличительная особенность этого динозавра в спинном хребте, имеющем вытянутые длинные отростки, которые достигали двух метров в высоту. Таким образом, на спине у динозавра было некое подобие паруса. Вероятно, он выполнял функции терморегуляции или же нужен был ему, чтобы привлечь партнеров для спаривания.

Спинозавр / ©Spinosaurus

Скелеты спинозавров находили на территории Северной Африки. Самый известный вид – Spinosaurus aegyptiacus – обнаружили в Египте. Между тем эти динозавры продолжают хранить свои тайны. К примеру, не совсем ясно, каков был размер самых больших представителей этого вида. На основании отдельных найденных останков некоторые эксперты утверждают, что ящеры достигали в длину 18 м. Таким образом, самые крупные спинозавры могли существенно превосходить по своим размерам тираннозавров.

Спинозавр имел длинную узкую морду и передвигался на двух или четырех конечностях. В массовой культуре он представлен в виде «двойника» T. rex. Однако, судя по всему, их образ жизни сильно отличался. Строение скелета позволяет предположить, что перед нами некое подобие огромного крокодила. Видимо, спинозавры вели полуводный образ жизни и являлись рыбоядными хищниками.

Гиганотозавр

В тройку самых больших плотоядных динозавров входит и гиганотозавр. Как и другие тероподы, он перемещался на двух лапах. Жили гиганотозавры в поздний меловой период. Если же говорить о размерах, то самый крупный из найденных экземпляров достигал в длину 13,2 м. Как видим, размеры динозавра сравнимы с аналогичными показателями T. rex. Между тем последнего ученые считают все же более опасным хищником. В отличие от тираннозавра, гиганотозавр не имел развитого бинокулярного зрения. Его мозг также был меньше по объему. Все это говорит о том, что гиганотозавр был более примитивным с эволюционной точки зрения. Но это совсем не значит, что встреча с этим ящером не сулила больших проблем травоядным зауроподам.

Гиганотозавр / ©Depositphotos

Гиганотозавр входит в семейство кархародонтозаврид. Сюда же относится еще один очень похожий ящер, также живший в меловой период и, предположительно, достигавший 12,5 м в длину. Речь идет о кархародонтозавре, описанном в 1927 году. Таким образом, гиганотозавры, кархародонтозавры, тираннозавры и спинозавры являются самыми крупными хищными динозаврами из числа известных науке.

Дейноних

Эволюция хищных динозавров шла не только по пути увеличения размеров этих существ. Некоторых она наделила скоростью, умом и огромным когтем. Именно благодаря когтю дейноних (Deinonychus с латинского переводится как «ужасный коготь») и получил свое название. Располагался коготь на втором пальце задних конечностей. Впрочем, до сих пор неясно, использовался ли он для охоты. Некоторые считают, что за неимением режущих кромок, с помощью когтя было тяжело нанести жертве увечья. Поэтому динозавр мог использовать его, чтобы забираться на деревья, а затем прыгать с них на других существ, разрывая их тела острыми зубами.

Дейноних / ©De.academic

Длина динозавра могла достигать 3,5 м, а вес – 70 кг. Вероятно, он мог бегать со скоростью более 40 км/ч. Строение этого существа своего рода компромисс между скоростью и физической силой. Что-то подобное мы можем видеть на примере больших кошек. Есть основания полагать, что ящер был теплокровным, а его тело было покрыто перьями, как у современных птиц. Собственно, передние конечности динозавра были очень похожи на крылья (хотя он, конечно же, не мог летать). Дейноних и другие подобные существа ясно свидетельствуют в пользу того, что птицы произошли именно от динозавров.

Интересно то, что в фильме «Парк юрского периода» дейнониха называют «велоцираптором». Между тем велоцираптор сильно отличается от дейнониха: он значительно меньше (до 1,8 м в длину) и имеет ряд прогрессивных анатомических черт.

Ютараптор

Представьте динозавра, похожего на дейнониха, но достигающего в длину 7 м. Именно таким существом был ютараптор – быстрым, сильным и наделенным неплохими (если говорить о динозаврах) интеллектуальными способностями. Жил он примерно 130–120 млн лет назад, а останки его были найдены на территории Северной Америки. Как и в случае с его родственником – дейнонихом, – этот динозавр имел два больших когтя на втором пальце задних лап. И опять же их строение не позволяет с уверенностью говорить, что они использовались для охоты.

Ютараптор / ©Dinosaurs

Как бы там ни было, этот динозавр был очень опасен. Если исходить из того, что ютарапторы охотились стаей, они представляли смертельную угрозу даже для самых крупных хищников. Многие полагают, что перед нами ни много ни мало высший хищник раннего мелового периода.

Интересно то, как менялось наше представление о таких существах по мере новых научных открытий. Если раньше как дейнониха, так и ютараптора представляли без перьев (можно вспомнить любой из фильмов серии «Парк юрского периода»), то сейчас они стали похожи на гигантских птиц.