01.07.2014
Редакция Naked Science
2 826

Семь гипотетических планет, предложенных учеными

3.9

Одной из гипотетических планет был в свое время и Нептун: его существование предсказывали астрономы, хотя долгое время он оставался невидимым для телескопов. Многие гипотезы были опровергнуты, другие все еще ждут своего подтверждения.

солнечная система

Планета X

В начале XIX века астрономы, пользуясь законами Ньютона, предсказали существование еще одной планеты, чья сила притяжения влияла на траекторию Урана. Ею оказался Нептун. Однако его масса, по расчетам ученых, была недостаточной, чтобы объяснить орбиту Урана.

В солнечной системе должна была существовать еще одна, девятая планета, которую американский астроном Персиваль Лоуэлл окрестил Планетой X. Однако поиски загадочной планеты не увенчались успехом. Даже открытый позднее Плутон не обладал достаточной массой, чтобы оказывать необходимое влияние на орбиту Урана.

Поиски Планеты X прекратились лишь в 1989 году, когда космический аппарат «Вояджер 2» точно измерил массу Нептуна. Ее значение оказалось значительно больше, нежели предсказывали ученые, что полностью объясняло сдвиг орбиты Урана.

Вид с поверхности планеты в представлении художника / ©NASA, ESA and G. Bacon (STScI)

Планета между Марсом и Юпитером

В XVI столетии Иоганн Кеплер обратил внимание на огромный зазор между орбитами Марса и Юпитера. По его предположению в нем должна была скрываться еще одна планета. Многие астрономы поддержали его предположение.

Орбита невидимой планеты была точно вычислена, и ученые систематически исследовали небо в ее поисках, глядя в свои телескопы. В 1801 году действительно был обнаружен небесный объект, чья орбита совпадала с предсказанной, однако размеры его оказались слишком малы для полноценной планеты.

Речь идет о Церере, которую долгие годы классифицировали как астероид. В настоящее время она считается карликовой планетой, как и Плутон.

Водяной пар на Церере в представлении художника / ©IMCCE-Observatoire de Paris/CNRS/Y.Gominet, B. Carry

Тейя

Тейя – гипотетическая планета, имеющая сходный размер с Марсом, столкновение которой с Землей 4,4 млрд лет назад привело к образованию Луны.

Имя ей дал английский геохимик Алекс Холлидей в честь титаниды, породившей согласно греческой мифологии Селену – богиню Луны.

Следует признать, что происхождение естественного спутника Земли все еще остается загадкой для ученых. Теория гигантского столкновения Земли с Тейей – одна из самых вероятных гипотез. Однако есть и другие.

Не исключено, например, что Земля и Луна сформировались в паре при рождении Солнечной системы, или же Луна была притянута к нашей планете гравитационными силами.

Вулкан

Уран не был единственной планетой, чья траектория не соответствовала теоретическим предсказаниям. Аномальное смещение перигелия Меркурия, обнаруженное в 1859 году, заставило астрономов искать гипотетическую планету Вулкан внутри орбиты самого маленького члена планетарной семьи.

Задача эта была очень затруднительной из-за яркого солнечного света. Многие ученые принимали темные пятна на Солнце за загадочного Вулкана.

Проблема была решена лишь в 1915 году благодаря общей теории относительности (ОТО) Эйнштейна. Из-за корректив, внесенных ОТО в расчеты орбиты Меркурия, необходимость в дополнительной планете отпала.