10 марта
УрФУ
1 123

4.4

Ученые создали наиболее полную и удобную онлайн-базу данных о космических источниках микроволнового излучения (водяных мазерах). С помощью этой базы исследователи по всему миру смогут определять и изучать наиболее перспективные объекты нашей галактики, а также обнаруживать новые закономерности развития областей звездообразования.

Астрономы создали базу данных об источниках излучения в отдаленных участках космоса / ©Getty images

Мазеры — источники микроволнового излучения, намного более мощного, чем от звезд. Поэтому, ориентируясь на мазеры, ученые могут исследовать отдаленные участки космоса. Например, излучение мазеров в линии водяного пара указывает на активные процессы звездообразования. Кроме того, излучение таких мазеров обнаруживается в дисках проэволюционировавших звезд, а также во внешних галактиках.

Водяные мазеры образуются в ударных волнах при высоких значениях температуры и плотности газа и могут быть связаны как с массивными, так и с маломассивными объектами. Водяные мазеры в областях звездообразования — наиболее распространенный вид водяных мазеров. Из 2600 водяных мазеров, известных науке, около 1600 принадлежат к этому виду водяных мазеров.

По оценкам ученых Коуровской астрономической обсерватории, в галактике Млечный Путь около 3000 областей звездообразования с высокой вероятностью обнаружения водяного мазера. Таким образом, в будущем возможно обнаружение в областях звездообразования примерно 1400 объектов с мазерным излучением в линии водяного пара.

Лидером по количеству известных мазерных объектов является группа гидроксильных мазеров (порядка 3000). Общее количество галактических мазерных источников разных типов, известных на данный момент, — около 8000. «Наша база данных о водяных мазерах в галактике наиболее содержательна. Она охватывает данные о 95 процентах всех наблюдений водяных мазеров в областях звездообразования, опубликованные с 1989 года, и почти 100 процентов источников.

База постоянно пополняется и вскоре сосредоточит в себе весь объем информации о водяных мазерах в областях звездообразования. В базе приведены полные наблюдательные характеристики мазеров: положение, лучевая скорость, интенсивность излучения и прочие», — рассказывает руководитель проекта, старший научный сотрудник Коуровской астрономической обсерватории УрФУ Дмитрий Ладейщиков.

Мазеры в областях звездообразования (в основном трех типов: водяные, метанольные и гидроксильные) — явление, часто встречающееся в нашей галактике, причем переменное: их излучение то ярче, то слабее. Поэтому исследовать мазеры нужно в том числе с помощью данных об их прежнем состоянии.

В качестве исходного материала разработчики использовали данные из более чем 140 статей, откуда извлекли не только числовые сведения, но и изображения (спектры) и текстовые описания мазерных источников. В итоге выделили несколько категорий: общие исследования мазеров, исследования их переменности, исследования мазерных вспышек и так далее. Кроме того, в базе есть данные об инфракрасном, миллиметровом и других диапазонах длин волн. Это особенно важно для всестороннего исследования мазерных источников.

«База открывает возможности оперативного и удобного доступа почти ко всему корпусу архивов наблюдений. Раньше исследователям мазеров приходилось самостоятельно отыскивать и анализировать большое количество разнородных данных, рассредоточенных по разным статьям. Теперь всесторонняя информация систематизирована, процесс ее поиска занимает несколько секунд. Это позволяет гораздо быстрее анализировать данные и делать выводы из них», — подчеркивает Дмитрий Ладейщиков.

Так, опираясь на ранее созданную базу данных о метанольных мазерах и сопоставляя их с водяными, ученые Коуровской астрономической обсерватории УрФУ подтвердили, что водяные мазеры — одни из наиболее ранних индикаторов процессов звездообразования.

База данных — часть большого проекта, цель которого — аккумулировать исчерпывающие данные о наблюдаемых мазерах всех типов. Предыдущая работа астрономов УрФУ посвящена созданию аналогичной базы данных о мазерах метанола, а также о мазерах в околозвездных источниках. В планах ученых — создать базу по мазерам гидроксила. По словам Дмитрия Ладейщикова, статистический анализ информации, собираемой в том числе методами машинного обучения, позволит предсказывать расположение ранее неизвестных мазеров и эффективно планировать будущие наблюдения.

Отметим, над созданием и наполнением базы данных о водяных мазерах работают сотрудники Коуровской астрономической обсерватории Уральского федерального университета, Физического института РАН (Москва) и Объединенного Института РСДБ ЭРИК (Нидерланды). Бюро Научного совета по астрономии РАН включило проект создания базы данных о мазерных источниках в список важнейших достижений астрономических исследований в Российской Федерации. Разработку базы данных о водяных мазерах поддержал Российский научный фонд. Статья с описанием проекта опубликована в The Astronomical Journal.