5 самых красивых явлений природы — Naked Science
04.12.2014
Редакция Naked Science

5 самых красивых явлений природы

3.4

Самые красивые природные явления - полярное сияние, огненный смерч, ухабистые облака, красные приливы, ползающие камни.

северное сияние

Полярное сияние

Трудно назвать что-то более красивое, чем полярное сияние. Это явление возникает в результате бомбардировки верхних слоев атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства.

Полярные сияния наблюдаются, как правило, на высоких широтах обоих полушарий в овальных зонах-поясах, окружающих магнитные полюса нашей планеты, так называемых, авроральных овалах.

Разумеется, полярные сияния наблюдаются не только на Земле, но и на других планетах. Спектры сияний зависят от состава атмосферы планеты. Для Земли, например, наиболее яркими являются линии излучения возбужденных молекул кислорода и азота в видимом диапазоне, а вот для Юпитера – линии излучения водорода в ультрафиолете.

Полярные сияния можно создавать искусственно, а затем изучать. Этим занимались, например, специалисты советско-французского научного эксперимента, проведенного в 1975 году.

Ухабистые облака

Их еще называют вымеобразными. Несмотря на незвучное название, природное явление невероятно красиво. Тем, кто его видел, впрочем, оно кажется зловещим. И не зря, ведь ухабистые облака — предвестник беды: надвигающегося шторма или другой экстремальной погоды. Это редкое природное явление можно увидеть преимущественно в тропических широтах.

Вымеобразные облака могут растянуться на сотни километров во всех направлениях и постоянно меняться в своей форме, в то время как отдельные группы облаков могут оставаться статическими в течение 10-15 минут.

Ухабистые облака / ©Flickr

Красные приливы

А вот это явление красиво только на первый взгляд. Красный прилив есть ничто иное как банальное цветение воды, только очень масштабное. Оно вызвано бурным размножением микроскопических водорослей, имеющих красноватую или бурую окраску — динофлагеллят. Большое количество этих водорослей приводит к дефициту кислорода в воде, в которой появляются к тому же аммиак и сероводород. В итоге вся эта красота становится причиной гибели морских животных, рыб и моллюсков. Употребление в пищу таких моллюсков и рыбы может привести и к гибели человека.

Красный прилив / ©Flickr

Ползающие камни

Об этом загадочном геологическом феномене слышали все. Это явление было обнаружено на высохшем озере Рейстрэк-Плайя, находящемся в Долине Смерти в США.

Камни, найденные здесь, «развлекаются» тем, что время от времени медленно двигаются по глинистому дну озера. Свидетельство тому — длинные следы, остающиеся за ними. Установлено, что камни передвигаются самостоятельно, без помощи каких-либо живых существ. Аналогичные движения камней наблюдаются и в некоторых других районах Земли, но по числу и длине следов Рейстрэк-Плайя, конечно же, рекордсмен.

Большая часть ползающих камней попадают сюда с доломитового холма высотой 260 м, который расположен на южной границе Рейстрэк-Плайя. Вес камней-путешественников доходит до нескольких сотен кг, а следы, тянущиеся за ними, составляют в длину несколько десятков метров, ширину от 8 до 30 см и глубину — меньше 2,5 см. Свой моцион, прямо скажем, камни совершают нечасто — всего раз в 2-3 года, зато большая часть следов сохраняется 3-4 года. Стоит ли говорить, сколько ученых сломали голову над причиной столь загадочного и даже зловещего явления.

Но в этом году PLOS опубликовал работу, авторы которой описали механизм движения камней. Для того, чтобы сделать это, ученые подослали в Рэйстрэк-Плайя «засланных казачков» — несколько своих камней массой 5-15 кг, снабдив их перед этим навигационными датчиками и окружив фотокамерами. Вывод ученых, как и водится, оказался далек от мистики — камни приводит в движение большие (десятки метров), но тонкие (3-6 мм) участки льда, образующиеся после замерзания в предшествующие морозные ночи. Этот плавающий лед, увлекаемый ветром и подледным течением, и заставлял камни путешествовать со скоростью 2-5 м/мин.

Ползающие камни в Долине смерти / ©Flickr

Дьявольский огонь

Или попросту огненный смерч — огонь, который приобретает вертикальную завихренность. Это совершенно зловещее явление — довольно редкий феномен, который может сформироваться в результате неконтролируемого лесного пожара. Образование огненного смерча происходит так. Возникшие разрозненные очаги пожаров объединяются в один, воздух над ним нагревается, плотность его уменьшается, и он поднимается вверх. Снизу на его место поступают холодные массы воздуха с периферии. Прибывший воздух тоже нагревается. Подсос кислорода действует подобно кузнечным мехам — формируются устойчивые центростремительные направленные потоки, ввинчивающиеся по спирали от земли на высоту до 5 км (!). Возникает эффект дымовой трубы. Мало того, напор горячего воздуха достигает ураганных скоростей, а температура поднимается до 1000?С. Это адское пламя, подобно черной дыре, всасывает все, что находится поблизости, пока не оставит вокруг себя абсолютно безжизненную пустыню. Вот уж воистину красиво, но настолько грозно, что наблюдать это явление лучше на расстоянии нескольких километров.

Бывают и более “мелкие” огненные смерчи / ©Flickr

Простой алгоритм действий, предложенный австралийским врачом и серфером, позволит избежать смертельных исходов, связанных с укусом акулы в область нижних конечностей.