Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Выпуск украинских «Зенит-SL» оказался под вопросом
Украинское государственное предприятие «Южный машиностроительный завод», вероятно, не сможет возобновить выпуск ракет-носителей «Зенит-SL», конструкция которых предусматривает поставки российских двигателей.
«Зенит-SL» — трехступенчатая ракета-носитель, предназначенная для запуска коммерческих спутников на геопереходную орбиту с плавучей платформы «Морской старт». При стартовой массе 462 200 килограммов аппарат рассчитан на полезную нагрузку массой до 6160 килограммов. В 2000-х годах на базе версии «Зенит-2SБ» была построена модификация ракеты — «Зенит-SLБ». По сравнению с «Зенит-SL», она получила улучшенный разгонный блок ДМ-SLБ. Выпуск и эксплуатация носителей велись совместными российско-украинскими предприятиями и продолжались с 1999 по 2015 год. Из-за вооруженного конфликта на юго-востоке Украины в 2014 году Москва приостановила поставки ракетных двигателей «Южмашу», и впоследствии завод сократил рабочую неделю до трех дней.
Конструкция «Зенит-SL» и «Зенит-SLБ» предполагает оснащение первой ступени многоразовым (до десяти использований) четырехкамерным жидкостным двигателем РД-171 (или РД-171М), который разработан НПО «Энергомаш» в 1981 году. Среди аналогов, работающих на жидком топливе (в частности, кислород-керосин), он относится к наиболее мощным — 20 миллионов лошадиных сил, что на 5,65 процентных пункта больше, чем у F-1 при размерах, в 1,5 раза меньших. Масса РД-171 составляет 9750 килограммов, тяга на уровне моря — 740 тонн-силы, в вакууме — 806,4 тонны-силы. В середине 1990-х годов на базе РД-170, прототипа РД-171, были также созданы силовые установки РД-180 для американских ракет-носителей семейства Atlas и РД-191 для российских аппаратов «Ангара».
В июне 2017 года «Южмаш» сообщил о подписании контракта на выпуск 12 носителей «Зенит-SLБ» и «Зенит-SL» с российским владельцем «Морского старта» S7 Sea Launch. Вскоре «Роскосмос» объявил об отсутствии обязательств по передаче украинскому заводу РД-171. Как «Южмаш» намерен исполнять обязательства по контракту, неясно. После присоединения Крыма к России на фоне обострения международной политической обстановки стало известно, что США приступили к созданию собственной альтернативы РД-180. Разработкой новых двигателей — AR-1 и BR-1 — занимаются Aerojet Rocketdyne и Blue Origin. Испытания установок запланированы на 2018–2019 годы. Возможно ли адаптировать «Зенит-SL» к последним без значительной реконструкции, не уточняется.
Весной минувшего года глава российской корпорации «Энергия» Владимир Солнцев сообщил, что для запусков с «Морского старта» будет создана новая двухступенчатая ракета-носитель, которая заменит «Зенит-SL». В отличие от частично многоразовой Falcon 9, она, однако, не предполагает возвращения первой ступени. «Морской старт» работает с 1995 года и представляет собой переоборудованную нефтедобывающую японскую платформу Ocean Odessey. Он расположен в наиболее удаленной от морских путей и спокойной точке Тихого океана. Запуски с платформы проводились с 1999 года — в качестве носителя выступали ракеты «Зенит». Последний старт состоялся в 2014 году, в рамках миссии на орбиту был выведен французский спутник Eutelsat 3B.
О реакции «Роскосмоса» на контракт «Южмаша» пишет «Коммерсантъ».
Команда российских исследователей, включая ученых из НИУ ВШЭ, применили искусственный интеллект для анализа подписок 4,5 тысячи студентов на VK-сообщества. Оказалось, что алгоритмы могут с высокой точностью предсказывать, кто отличник, а у кого трудности с учебой.
В длительном выступлении 30 мая 2025 года Илон Маск не ограничился повторением уже известного, но и обозначил ряд новых моментов по программе Starship и конкретике первых нескольких волн полетов на Марс.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Исследователи ВШЭ выделили более 4000 примеров устной русской речи билингвов из семи регионов России и выяснили: большинство нестандартных форм в конструкциях с числительными связано не только с их родным языком, но и с тем, как часто выражение встречается в повседневной речи. Например, фразы «два часа» или «пять километров» почти всегда совпадают с литературным вариантом, а вот менее привычные выражения, особенно с числительными от двух до четырех, а также с собирательными формами вроде «двое» или «трое», часто звучат иначе.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии