Ученый указал на странности климата под быстро вращающимися звездами — Naked Science
04.10.2016

Ученый указал на странности климата под быстро вращающимися звездами

Крупные, стремительно вращающиеся звезды могут становиться сплюснутыми с полюсов, вдвое ускоряя смену сезонов на своих планетах: за год некоторые из них могут проходить два раскаленных лета и две ледяные зимы.

Наше Солнце – звезда идеально средняя и спокойная. Крупные и массивные звезды вращаются куда быстрее него – так быстро, что теряют сферическую форму и под действием центробежных сил вытягиваются в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Плазма на экваторе звезды движется быстрее центральных участков и быстрее остывает, излучая заметно слабее полюсов. Американский астрофизик Джон Элерс (John Ahlers) рассмотрел, как этот эффект может влиять на климат планет, вращающихся вокруг таких звезд. Результаты работы ученый представил на сервисе препринтов ArXiv.

Стоит напомнить, что планеты образуются из того же газопылевого облака, что и их материнские звезды, поэтому большинство из них вращается в той же плоскости, что и сама звезда, вокруг ее экватора. Однако встречаются и такие планеты, орбиты которых в результате различных гравитационных воздействий отклонились от этого правила. В этом случае на некоторых участках траектории своего движения они будут проходить над экваториальными областями, а на других – ближе к полюсам.

Такие крупные звезды излучают большую, чем наше Солнце, часть своей энергии в форме ультрафиолетовых лучей. Согласно расчетам, проведенным Элерсом, в течение года планета с отклонившейся орбитой может получать с УФ-излучением разное количество энергии, и связанная с ним температура ее поверхности может меняться в пределах 15%. А поскольку планета проходит ближе к полюсу или к экватору дважды за один оборот по орбите, то такая «смена сезонов» на ней должна происходить тоже два раза в год. В самых экстремальных случаях это может приводить к быстрой смене обжигающе ледяных зим и раскаленного лета.