Ученые впервые успешно разморозили помещенный в криогенные условия мозг млекопитающего — Naked Science

Команде биомедицинского стартапа 21st Century Medicine удалось поместить мозг кролика в криогенные условия, сохранив нетронутыми все нейроны с их клеточными мембранами и синапсами, а затем вернуть его к нормальному состоянию.

rabbit-brain_1024

Ученые 21st Century Medicine получили премию от Фонда сохранения мозга – ровно 26 735 долларов. Однако значение этого достижения, конечно, намного больше этой скромной суммы. Ведь мы привыкли считать, что именно мозг является средоточием нашей памяти и опыта, навыков и характера – всего того, что мы называем личностью.

Поэтому многочисленные компании во многих странах мира, в том числе и в России, предлагают услуги по хранению мозга, сразу после смерти помещая его в криогенные условия. При этом надежных способов возвращения «замороженного» таким образом мозга к жизни пока не существуют, и органы хранятся в надежде, что когда-нибудь такие методы появятся. Работа 21st Century Medicine – важнейший шаг в этом направлении.

Получив мозг кролика, ученые обработали его глутаральдегидом, который защитил нежные структуры, затем поместили в раствор криопротектора и в течение четырех часов снизили температуру до –130 °С. «Глутаральдегид дал нам недели, криопротектор – столетия», – пояснил один из основателей компании Роберт Макинтайр (Robert McIntyre). В самом деле, в таких условиях мозг может сохраняться неопределенно долго, но в 21st Century Medicine его вернули к жизни. Почти.

Подняв температуру и смыв криопротектор, ученые изучили состояние мозга, следуя четким процедурам, предложенным специалистами Фонда сохранения мозга. Рассмотрев его клетки и структуры под микроскопом, они убедились, что и до, и после криогенной заморозки все осталось неповрежденным. «Каждый нейрон и каждый синапс выглядят великолепно сохранившимися», – подтверждает глава фонда Кеннет Хейворт (Kenneth Hayworth).

Не имея возможности пересадить целый мозг в новый организм, трудно говорить о том, насколько сохранились его функции. Однако, судя по данным самого внимательного исследования, которые авторы представили в статье, описывающей метод «альдегид-стабилизированного криосохранения», он мог оставаться полностью нормальным. Во всяком случае, к следующему шагу возвращения к жизни и ученые, и мозг полностью готовы.