Ученые создали «карту» мозга больных биполярным расстройством — Naked Science

Ученые создали «карту» мозга больных биполярным расстройством

«Карта» поможет легче диагностировать заболевание и создавать более эффективные лекарства.

bipolar2

Биполярное аффективное расстройство (БАР) — это расстройство психики, которое характеризуется регулярной сменой настроения. Эпизоды мании (эмоционального подъема, решительности, быстрого мышления и речи) сменяются эпизодами депрессии — человек чувствует себя подавленным и заторможенным. Расстройство значительно снижает качество жизни, его проявления могут быть опасны для пациента. С БАР связывают сравнительно высокую вероятность суицида.

Около 75% пациентов с БАР имеют и другие расстройства психики, например, тревожные расстройства. По разным оценкам, БАР страдают от 0,5% до 7% людей.

В диагностике биполярного расстройства существует ряд трудностей. Так, многие пациенты недооценивают опасность маниакальных эпизодов и сообщают врачу только о депрессивных периодах, поэтому диагностируется депрессия, а не БАР. Неверный диагноз может привести к приему препаратов, не подходящих пациенту и усиливающих проявления заболевания.

Нейробиологические механизмы развития расстройства во многом остаются неизученными. До сих пор не существует единой, достаточно большой базы МРТ-снимков головного мозга пациентов с БАР, которая помогала бы выявлять закономерности, свидетельствующие об изменениях структуры мозга при расстройстве.

Важный шаг в этом направлении сделали авторы нового исследования, в котором использовались снимки 6503 людей.  Биполярное расстройство было диагностировано у 2447 участников исследования, в контрольную группу вошли 4056 человек без БАР. При анализе учитывались данные о приеме препаратов, возрасте первого проявления заболевания, половые и возрастные различия между пациентами.

Ученые обнаружили, что у страдающих БАР истончается прослойка серого вещества. Это основной компонент центральной нервной системы человека, в нем содержатся клеточные тела нейронов. Самые сильные потери серого вещества наблюдаются в лобной и височной долях коры головного мозга — зонах, связанных в том числе с регуляцией функций мышления и речи и слуховым восприятием. До этого исследователи отмечали изменения в размерах серого вещества и при других заболеваниях психики, в частности, при шизофрении.

Истончение серого вещества (показано оранжевым), фото ENIGMA Bipolar Consortium/Derrek Hibar et al.

Ученые пришли к выводу, что у пациентов, принимавших препараты лития, истончение серого вещества выражено слабее. Эти препараты зачастую применяются именно при биполярном и других аффективных расстройствах.

Сопоставив данные о структуре мозга пациентов, страдающих БАР, ученые создали «карту» поражаемых зон мозга. Эта работа поможет легче выявлять изменения на снимках МРТ при диагностике биполярного расстройства. Также это облегчит разработку новых препаратов, сравнительно безопасных для серого вещества.

Исследование будет опубликовано в журнале Molecular Psychiatry.

Ранее ученые обнаружили участки гиппокампа, которые уменьшаются при биполярном расстройстве. Это открытие показало, какую роль в развитии заболевания играют периоды мании.

Век Международной космической станции официально подходит к концу. Российское правительство планирует сообщить партнерам о выходе из выработавшего свой ресурс проекта и сосредоточиться на создании национальной орбитальной станции.

Студия научных визуализаций NASA опубликовала ролик, в котором демонстрируется, как система из двух черных дыр будет выглядеть со стороны. Такие впечатляющие видео создаются не только с просветительской целью, они важны для понимания наблюдаемых учеными астрономических явлений.