Ученые рассказали о происхождении геоглифов плато Наска — Naked Science

Ученые рассказали о происхождении геоглифов плато Наска

Птицы и люди, простые узоры и сложные геометрические фигуры, с поразительной точностью начертанные на пустынной и ровной поверхности южноамериканского плато Наска, завораживают не одно поколение ученых – и, конечно, любителей всего загадочного. Кто оставил эти изображения? Зачем? Эти вопросы во многом остаются без ответов.

942-1091119111918

Считается, что авторами геоглифов были местные племена, обитавшие на территории современного Перу между 200 г. до н.э. и 600 г. н.э., а крайне сухой местный климат обеспечил их сохранность до нашего времени. Скорее всего, рисунки, крупнейший из которых превышает в размерах 200 м, имели религиозное предназначение. По новым данным, о которых японские исследователи рассказали недавно на ежегодной встрече Американского общества археологии, геоглифы были созданы как минимум двумя группами племен.

Ученые проанализировали особенности, расположение и методы создания приблизительно сотни геоглифов Наски, найденных в последние годы, и выделили четыре ключевых манеры, или стиля. Одни геоглифы создавались удалением камней из внутренних частей изображения, другие – с его границ, и т.д.

Геоглифы разных стилей объединены в четыре группы, расположенные вдоль пути, ведущего к древнейшему храмовому комплексу Кахуачи, сооруженному еще до эпохи инков. Исследователи полагают, что геоглифы указателями пути и подготовляли паломников, приходивших к храму из самых дальних областей.

Две «стилевые» группы геоглифов (А и В) расположены близ долины Ингенио, что позволяет японским ученым считать их авторами жителей этой долины. Третья группа (куда входят и геоглифы, часто принимаемые за изображения «внеземных существ») находится близ долины Наска — и создана, видимо, ее обитателями. Наконец, четвертая группа геоглифов сочетает особенности остальных и находится между двумя долинами. Возможно, они стали плодом объединенных усилий племен из обеих долин.

Американские ученые выявили следы растений, не относящихся к табаку, в лекарственных сосудах древних майя.