28.04.2016
Редакция Naked Science

Ученые обнаружили специализацию у муравьев-сплавщиков

Образуя живые «плоты» при наводнении, европейские муравьи Formica selysi соблюдают строгий порядок и распределение обязанностей.

ball-of-ants-2jpg-e2900b6657086fd5

Обитающие в Центральной и Южной Европе муравьи Formica selysi селятся по берегам полноводных рек, так что регулярно сталкиваются с паводками. Впрочем, к этим бедствиям они замечательно приспособлены и при затоплении быстро складываются в живой «плот». В центре него находится матка, а менее плотные личинки и куколки рабочие муравьи удерживают внизу конструкции, обеспечивая ей высокую плавучесть. Никто не гибнет, и колония сохраняет целостность, быстро возобновляя работу, как только вода вынесет ее на новое место.

Эту интересную форму поведения исследовали американские и швейцарские ученые во главе с профессором Мишель Шопьюза (Michel Chapuisat). Результаты работы публикует журнал The Science of Nature. Авторам удалось показать, что на живом «плоту» не только у королевы и молодняка, но и у каждого муравья есть свое место и своя роль.

Ученые отобрали муравьев из 25 колоний, обитающих на берегах Роны, и экспериментировали с ними в лаборатории. Каждую группу, членов которой метили цветными красками, исследователи помещали в отдельный прозрачный формикарий, а затем устраивали небольшое наводнение. Как только муравьи осознавали опасность, они быстро складывались в свои «плоты», а видеокамеры следили за поведением насекомых во всех деталях.

©The University of California, Riverside

Просматривая записи, ученые заметили, что место, которое занимает каждый муравей на «плоту», остается постоянным, и в следующий потоп он окажется там же, где был во время предыдущего. Условно биологи разделили эти позиции на четыре вида – сверху, снизу, в центре и сбоку, – показав, что насекомые сохраняют их каждый раз, складывая живой «плот». При этом неважно, присутствуют ли в колонии личинки и куколки или их там нет. Если молодняк есть под рукой, рабочие муравьи формируют более обширный и плоский плот, однако каждый при этом по-прежнему занимает свое положенное место.

Авторы затрудняются объяснить причину такой специализации, однако предполагают, что место каждого муравья может определяться его возрастом, размерами или рабочей специальностью в колонии.