18.11.2019
София Жаботинская
12 981

Ученые: китайские власти маскируют незаконное извлечение органов под добровольное донорство

Исследование статистики по пересадкам органов в Китае показало, что эти данные с большой вероятностью сфальсифицированы.

Врачи несут контейнер с органом для трансплантации
Врачи несут контейнер с органом для трансплантации / © World News Group

Команда ученых, возглавляемая Мэтью Робертсоном из Австралийского национального университета, провела статистическое исследование данных из больниц Китая. Изученная информация касалась трансплантации и донорства органов. Результаты анализа показали, что эти данные имеют явные признаки фальсификации.

«Это все убедительные доказательства фабрикации и манипулирования данными, которые могли быть сделаны только посредством человеческого вмешательства, — говорит Робертсон. — Паттерны, которые мы наблюдали в распределении данных, могут быть правдоподобно объяснены только фальсификацией официальных данных о трансплантации органов». Статья Робертсона и его коллег опубликована в издании BMC Medical Ethics.

Исследователи предполагают, что власти КНР извлекают органы у заключенных, которые приговорены к смертной казни, однако китайская сторона подобные обвинения отрицает. Еще в 2010 году правительство страны объявило об изменении способов получения органов для трансплантации и развертывании программы добровольного донорства. До этого около 65% такого биологического материала получали от «смертников». Предполагалось, что уже с января 2015 года единственным источником донорских органов должны были стать пациенты, умершие в госпиталях от естественных причин.

Чтобы подтвердить или опровергнуть это, Робертсон и его коллеги изучили корпус данных о добровольном донорстве органов с 2010 по 2018 год, предоставленных китайским отделением Красного креста и COTRS (Китайская система реагирования на пересадки органов). COTRS фиксирует и отслеживает все случаи донации и трансплантации, а Красный крест имеет право проверять и верифицировать законность этих процедур.

Соотношение количества добровольных доноров (фиолетовая линия), донорских печеней (зеленая линия) и почек (красная линия) в Китае с 2010 по 2016 год, по данным COTRS / © Robertson, Hinde, Lavee, BMC Medical Ethics, 2019

Как пишут исследователи, распределение данных COTRS практически точно соответствует результатам, которые могут быть получены при применении математической формулы квадратного уравнения. То же касается информации, предоставленной Красным крестом, хотя ее ученые охарактеризовали как «немного несовершенную». Противоречия и аномалии в статистике обнаружили в пяти наборах данных: вероятно, это результат подгонки под «спущенные сверху квоты».

«Данные слишком аккуратны, чтобы быть правдой, — утверждает Робертсон. — Эти цифры не являются реальными по настоящим донациям. Они сгенерированы с использованием уравнения». Кроме неправдоподобной «сглаженности», ученые отметили другие признаки фальсификации: слишком высокое соотношение трансплантатов к донорам, расхождение в наборах идентичных данных и неправильная классификация пожертвований органов (принудительные изъятия классифицированы как добровольные).

Это уже далеко не первый случай, когда ученые обвиняют власти КНР в сокрытии реальных сведений по источникам пересаживаемых органов. В феврале этого года австралийские ученые из Университета Маккуори опубликовали статью, в которой утверждали, что китайские исследователи могли использовать для своих научных работ тысячи органов, полученных «неэтичным способом».

Соотношение изъятых органов к количеству доноров, в период с 1 января 2014 года по конец 2017 / © Robertson, Hinde, Lavee, BMC Medical Ethics, 2019

Специалисты призвали мировое сообщество «внимательнее взглянуть на систему трансплантации в Китае» и оказать давление на местные власти с целью изменить подход к донорству органов. Ученые предполагают, что изъятие органов в КНР может использоваться в качестве наказания для политических оппонентов действующего режима.

В более ранних исследованиях ученые признали безопасными донорские почки от больных гепатитом С, и показали, что пересадка костного мозга может предотвращать старение.