4 августа
3 651

Медики вернули жизнь органам свиньи спустя час после ее смерти

5.3

Новая система OrganEx «перезапускает» клетки и ткани мертвого животного, даже если процедура начата через час после полной остановки сердца.

©Arnold Fink, Flickr

Получение донорских органов требует быстрой реакции. Как только сердце прекращает биться, клетки перестают получать питательные вещества и начинают погибать. Счет идет на минуты, и даже искусственное кровообращение не слишком продлевает этот срок. Однако новая система OrganEx, разработанная учеными из Йельского университета (США), позволяет частично восстанавливать активность в тканях и клетках, даже если процедуру начали спустя час после остановки сердца. Об этом исследователи пишут в статье, опубликованной в журнале Nature.

Пару лет назад группа нейрофизиологов под руководством профессора Ненада Сестана (Nenad Sestan) продемонстрировала метод BrainEx, позволяющий отчасти вернуть активность мозгу после смерти животного. Теперь той же команде удалось усовершенствовать этот подход, расширив его на другие системы организма.

OrganEx включает систему искусственного кровообращения, которая срабатывает пульсами, имитируя биение сердца, заодно удаляя из крови углекислый газ и насыщая кислородом. При этом натуральная кровь животного смешивается с таким же количеством синтетической жидкости, способной выполнять аналогичные транспортные функции, а также содержит дополнительные вещества, способствующие более долгому сохранению клеток.

Индикаторы активности сердца, печени и почек: ЭКГ, окрашенные молекулы альбумина и актина. Слева — для органов мертвой свиньи после применения ЭКМО, справа — при использовании OrganEx / © Sestan Lab, Yale School of Medicine

OrganEx испытали на свиньях сразу после остановки сердца, а также через час и семь часов спустя. Эксперименты показали, что новая система позволяет восстанавливать многие ключевые процессы клеточного метаболизма и сохранять целостность тканей и органов, включая мозг, сердце, печень и почки. Полноценная активность к ним не возвращалась, однако сердце снова демонстрировало электрическую активность, и даже нейроны мозга частично возвращались к работе. В клетках запускались встроенные «программы восстановления», а в тканях выявили меньше повреждений, чем при экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) — метода, который сегодня применяют для сохранения донорских органов.

Ученые уверены, что существующий прототип OrganEx можно будет усовершенствовать и использовать в медицине. Система позволит получать намного больше органов для пересадки пациентам, которые в них нуждаются. Возможно, в каком-то другом варианте она окажется полезной для сохранения жизнеспособности органов самого больного, находящегося в критическом состоянии после сердечного приступа.

Заметим, об оживлении людей после полноценной смерти речи не идет. Хотя в экспериментах на свиньях нейроны в некоторых областях их мозга снова демонстрировали активность, полностью он не «перезапускался» и не демонстрировал никаких признаков возвращения сознания.