10.02.2017
Редакция Naked Science

Тягу комаров к больным малярией связали с метаболитом

Международная группа ученых пришла к выводу, что привлекательность запаха больных малярией для комаров связана с метаболитом, который выделяет малярийный плазмодий. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

landscape-1445726551-g-lifecycle-of-malaria-parasite-184908179

Малярия представляет собой группу инфекционных заболеваний, передаваемых человеку комарами рода Anopheles. Возбудителями инфекции выступают протисты рода Plasmodium (чаще — Plasmodium falciparum). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно малярией заражаются свыше 200 миллионов человек, около 429 тысяч из которых погибают.

При этом известно, что пациенты с малярией более привлекательны для комаров, чем неинфицированные люди. Прошлые работы показали, что причиной тому служит запах тела пострадавших, однако то, какой механизм лежит в основе такой привлекательности, было неясно. Чтобы выяснить это, ученые из Стокгольмского университета и других вузов изучили анализы пациентов.

Результаты показали, что изменение запаха больных малярией вызывается молекулой (Е)-4-гидрокси-3-метил-бут-2-энилпирофосфата (HMBPP). Это соединение запускает иммунный ответ у комаров вида Anopheles gambiae и активирует Т-лимфоциты у человека. Затем авторы провели эксперимент, целью которого было определить, как HMBPP влияет на A. gambiae.

Для этого насекомых помещали в лабиринт с двумя коридорами. В одном из них располагалась кормушка с человеческой кровью, которая была смешана с HMBPP, в другом — чистая кровь. Подавляющее большинство (95 процентов) комаров устремилось к первой кормушке, причем объем потребляемой ими крови оказался выше, чем у комаров, которые потребляли обычную кровь.

Испытания на эритроцитах показали, то HMBPP увеличивает выделение клетками углекислого газа — аттрактанта для комаров — на 16 процентов. Кроме того, эритроциты с HMBPP выделяли больше других веществ (монотерпенов и альдегидов), которые также привлекают кровососущих. В свою очередь, комары, потреблявшие кровь с HMBPP, чаще заражались плазмодиями.