02.08.2018
Редакция Naked Science
3 068

Среди бактерий начала распространяться устойчивость к спирту

Австралийские медики обнаружили штаммы энтерококков, плохо поддающихся действию антисептиков на основе растворов спиртов.

bacteria-enterococcus

Антисептики на основе растворов спиртов (чаще всего – этанола или изопропанола) популярны и у обычных людей, и у профессионалов-врачей. В отличие от антибиотиков, они действуют неизбирательно, вызывая лизис и гибель бактериальных клеток, позволяя замедлить распространение и тех микробов, которые получили устойчивость к действию многих антибиотиков. Однако у одного из них ученые из Мельбурнского университета обнаружили новую «сверхспособность»: устойчивый к ванкомицину энтерококк (Vancomycin-Resistant Enterococci, VRE) оказался не слишком восприимчив к действию спиртовых антисептиков. Об этом профессор Тимоти Стайнир (Timothy Stinear) и его соавторы пишут в статье, опубликованной журналом Science Translational Medicine.

Ученые отмечают, что в последнее время в Австралии и Великобритании распространяется больничная инфекция, которая вызывается устойчивым энтерококком Enterococcus faecium и плохо поддается стандартной терапии антибиотиками. Изолировав возбудителей из 139 образцов, полученных у пациентов мельбурнских клиник между 1997 и 2015 гг., авторы испытали их на устойчивость к спиртовым антисептикам. В австралийском здравоохранении они начали систематически использоваться с начала 2000-х, и к 2015 их потребление выросло на порядки. Как и массовое применение антибиотиков, даром эта практика не прошла: ученые показали, что клетки, полученные после 2010 г., вдесятеро устойчивее к действию слабых спиртовых растворов.

На следующем этапе авторы опрыскали клетками VRE (двух «обычных» штаммов и двух с повышенной устойчивостью к антисептикам) четыре клетки для мышей, после чего протерли их обычными спиртовыми салфетками и посадили грызунов, которые провели внутри около часа. Спустя неделю у животных из клеток, обработанных устойчивыми бактериями, были выделены E. faecium, успевшие колонизировать их кишечник. «Это показывает, что мы обнаружили не просто лабораторный, искусственный феномен, – подчеркивает профессор Стайнир. – Мы показали, что новая особенность бактерий реализуется в реальной способности выживать в ходе стандартных процедур дезинфекции».