Шимпанзе могут освоить игру в «камень-ножницы-бумага»

Как показал эксперимент, доступный приматам уровень владения игрой примерно эквивалентен уровню четырехлетнего ребенка.

2 559

Выбор редакции

Помните общеизвестную детскую игру? Дети чуть постарше в нее уже не играют, но часто используют как быстрый аналог считалки. У игры две прелести. Во-первых, она совершенно не требует какого-либо инвентаря, достаточно иметь одну свободную руку. Во-вторых, фигурирующие в ней воображаемые объекты «сильнее» друг друга по кругу: ножницы тупятся о камень, тот заворачивается в бумагу, а бумага режется ножницами. Чтобы овладеть этой «закольцованной» связью, требуется определенный уровень логического мышления. В состоянии ли наши ближайшие родственники его достичь?

 

Ученые из Киотского университета (Япония) решили выяснить этот вопрос на практике. В эксперименте приняли участие семь шимпанзе разного возраста и пола, живущие в Исследовательском институте приматов при Киотском университете. Подопытные сидели в кабинах с сенсорным экраном и учились выбирать сильнейший из двух игровых вариантов, которые они видели на экране. Сначала они узнали вариант «бумага-камень», затем «камень-ножницы» и, наконец, оставшийся вариант «ножницы-бумага», завершающий логический круг. Как только обучаемые освоили эту человеческую премудрость, им было предложено выбрать победителя из совокупности случайных  вариантов.

 

Время, затраченное обезьянами на освоение разных игровых концепций.  / © <span itemprop=Jie Gao и др." src="/sites/default/files/images_custom/2017/08/10329_2017_620_fig4_html.gif" />

Время, затраченное обезьянами на освоение разных игровых концепций.  / © Jie Gao и др.

Пять из семи шимпанзе завершили обучение после 307 сеансов, еще двое — заметно позже. Примечательно, что освоение третьего варианта («ножницы-бумага») потребовало больше времени, чем первые два. При его добавлении концепция утрачивает линейность — сильный вариант побеждает предыдущего победителя — и становится круговой.

 

Затем такому же обучению по той же методике были подвергнуты человеческие дети в возрасте от трех до шести лет, отобранные в детском садике города Синсянь китайской провинции Хэнань. История умалчивает, как так вышло, что дети до шести лет еще не были знакомы с игрой, но их успехи явно превосходили обезьяньи — детям (их было 38: 17 девочек и 21 мальчик) потребовалось в среднем пять сеансов, чтобы освоить нехитрые правила. При этом участники начиная с четырех лет играли уже явно вполне сознательно, это говорит о том, что именно в этом возрасте у человека появляется способность «закольцевать» лежащую в основе процесса логическую конструкцию.

 

Показательный матч детей против обезьян обещал быть очень зрелищным, но в планы экспериментаторов не входил, они все-таки наукой занимались, а для научных целей полученного материала достаточно и так. Выяснилось, что шимпанзе могут овладеть нехитрой человеческой забавой и лежащей в ее основе логикой примерно на уровне четырехлетнего ребенка, хотя и значительно медленнее.

 

С подробностями эксперимента можно ознакомиться в статье авторов, опубликованной в журнале Primates.

2 559

Подпишись на нашу рассылку лучших статей и получи журнал бесплатно!


Комментарии
Аватар пользователя Сергей Блинов
8 ч
Ещё шизофрения может быть связана с паразитными...
Аватар пользователя AlexBran
9 ч
Канал гика, помешанного на технологиях, гаджетах, и...
Аватар пользователя AlexBran
9 ч
Канал гика, помешанного на технологиях, гаджетах, и...
Комментарии

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <iframe> <embed> <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Comment text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br/>

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку