Ученые назвали регион с самым чистым воздухом на планете — Naked Science

Ученые назвали регион с самым чистым воздухом на планете

3.7

Несмотря на то что трудно найти место на Земле, где воздух был бы «первозданным» и незагрязненным в результате пагубной человеческой деятельности, специалистам из США и Австралии это все же удалось.

Южный океан
Пробоотборники аэрозольных фильтров исследуют воздух над Южным океаном / © Университет штата Колорадо

Исследовательская группа факультета атмосферных наук Университета штата Колорадо (США) и их коллеги из Австралии определили регион с самым чистым воздухом на Земле, в котором отсутствует аэрозольное загрязнение — результат деятельности человека.

Так, согласно работе, опубликованной в журнале PNAS, несмотря на глобальное влияние антропогенных факторов, «первозданный» воздух все же обнаружен — в пограничном слое атмосферы, на уровне нижних облаков над Южным океаном. Так называют совокупности южных частей Тихого, Атлантического и Индийского океанов, омывающих Антарктиду.

В связи с быстрым изменением климата, преимущественно обусловленным человеческой деятельностью, трудно найти какой-либо регион на Земле, не тронутый людьми. Как объясняют ученые, они предполагали, что воздух в атмосфере над удаленным Южным океаном, окружающим Антарктиду, будет меньше всего подвержен антропогенному фактору и пыли с континентов.

«Мы решили использовать бактерии в летнем воздухе над Южным океаном в качестве диагностического инструмента для определения ключевых свойств нижней атмосферы. <…> Аэрозоли, контролирующие свойства облаков над Южным океаном, тесно связаны с биологическими процессами в нем, а Антарктида, по-видимому, изолирована от распространения микроорганизмов с южных континентов. В целом это говорит о том, что Южный океан — одно из немногих мест на Земле, на которое антропогенная деятельность оказала минимальное воздействие», — говорит Томас Хилл, соавтор исследования.

Ученые, работающие на исследовательском судне по программе SOCRATES, брали пробы воздуха в морском пограничном слое, из нижней части атмосферы над океаном, на протяжении всего маршрута — с юга от Тасмании вплоть до льдов Антарктики. Затем, при помощи секвенирования ДНК, отслеживания источника и обратных траекторий исследователи определяли происхождение микроорганизмов в воздухе: так выяснилось, что эти бактерии были «морскими», то есть попадали в атмосферу непосредственно из океана.

«В Южном океане выбросы морских брызг доминируют над материалом, доступным для образования капель жидкого облака. <…> Воздух над Южным океаном настолько чист, что мы даже не обнаружили достаточного количества ДНК для работы», — отмечают ученые. При этом авторы работы уверены в чистоте своего эксперимента: на каждом этапе они анализировали пробы воздуха «как драгоценные предметы», проявляя исключительную осторожность и делая все для предотвращения загрязнения бактериальной ДНК в лаборатории и реагентах.

Ранее специалисты NASA показали, как дым австралийских пожаров повлиял на земную атмосферу, а компания Microsoft решила вложить миллиард долларов на очистку атмосферы от углерода.

Необычные эксперименты показали, что подключение легких к кровеносной системе животного позволяет не только поддерживать жизнеспособность донорских органов, но и восстанавливает их функции.