Редкая система: полуспутник-полупланета вращается вокруг полупланеты-полузвезды — Naked Science

Редкая система: полуспутник-полупланета вращается вокруг полупланеты-полузвезды

Нормальная желтая звезда и небольшая планета с твердой поверхностью. Планета и небольшой спутник. Эти картины привычны нам с детства – но это лишь частный случай из целого спектра реально существующих планетных систем. Так, неподалеку от Солнца недавно обнаружилась очень странная компания из пары коричневых карликов, вокруг одного из которых вращается нечто среднее между планетой и спутником.

sn-browndwarf

Сами коричневые карлики можно назвать «переходным звеном» между крупными планетами и полноценными звездами. Обладая огромной массой, они, все же, недостаточно тяжелы, чтобы в недрах их начались нужные для свечения термоядерные реакции на основе водорода. Это «сверхпланеты» – или «недозвезды». И пару таких объектов обнаружила недавно международная группа астрономов в 1600 световых годах от Земли.

Вокруг одного из карликов вращается еще одно тело, небольшая планета, всего 70% земной массы, примерно как у Венеры. Орбита его совсем невелика – радиус ее около 50 млн км, что сравнимо с радиусом орбиты Меркурия, когда он подходит к Солнцу максимально близко. Полный оборот планета совершает за полтора земных года.

В самом деле, отношение масс коричневого карлика и его планеты близко к отношению масс нашего Солнца и Урана, или Юпитера и Каллисто, второго по величине из его спутников. Все это, по мнению ученых, указывает на общность процессов формирования звезд, планет и спутников – и на то, что одни и те же законы работают на разных масштабах.

По словам авторов, «переходная система OGLE-2013-BLG-0723LB/Bb, состоящая из планеты венерианской массы и коричневого карлика, может рассматриваться либо как уменьшенная версия системы из планеты и двойной звезды, либо как увеличенная версия системы из спутника, планеты и звезды».