Пять научных открытий, совершенных благодаря любопытству — Naked Science
Discovery Channel

Пять научных открытий, совершенных благодаря любопытству

Любопытство называют двигателем науки: именно это качество подтолкнуло миллионы ученых к важным открытиям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что часть из них совершили дети, ведь им оно присуще в наибольшей степени.

Дэйзи Моррис

Любопытству человечество обязано научным прогрессом и развитием цивилизации в целом. Еще Альберт Эйнштейн говорил: «Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство неслучайно дано человеку». На Discovery Channel стартовала юбилейная кампания под слоганом «Любопытство заводит далеко» в честь 20-летия вещания канала в России. Любопытство заложено в ДНК канала — оно свойственно как его ведущим, так и зрителям, и именно оно приводит к удивительным открытиям. Неудивительно, что некоторые из них принадлежат детям, ведь они, наверное, самые любопытные из людей.

Vectidraco daisymorrisae

Этот совершенно новый вид птерозавров из надсемейства Azhdarchoidea был открыт благодаря девятилетней Дэйзи Моррис, в честь которой и получил свое название. Девочка очень интересовалась костями, черепами и зубами животных и часто отправлялась на их поиски. В 2009 году, гуляя по берегу острова Уайт в Южной Англии, она обнаружила окаменелые останки необычной рептилии возрастом, как это выяснилось позже, 115 миллионов лет.

Дейзи сообщила об этом родителям, а те обратились в Университет Саутгемптона, ученые которого смогли идентифицировать и описать ценную находку. Один из авторов описания палеонтолог Мартин Симпсон считает, что, если бы юная англичанка не нашла останки, их мог бы уничтожить и смыть морской прибой.

Hoploparia natsumiae

Ровесница Дейзи, Нацуми Кумагаи из Японии, также смогла открыть неизвестный ранее науке вид — на этот раз креветки, жившей около 130 миллионов лет назад, в начале мелового периода. Как и предыдущая находка, древнее ракообразное получило название в честь той, кто его обнаружила. Часть доисторической креветки от головы до середины туловища и ее клешня были найдены девочкой в окаменелом иле во время раскопок, которые в 2008 году организовала префектура Вакаяма в городе Юаса.

Нацуми Кумагаи

Принять в них участие Нацуми пригласил отец-палеонтолог. Размер тела Hoploparia natsumiae без учета клешни, по мнению ученых, составлял не менее 10 сантиметров, а от самой креветки, возможно, произошли современные омары.

Австралопитек седиба

Новый вид австралопитеков Australopithecus sediba, который жил около двух миллионов лет назад, в эпоху плейстоцена, был открыт в 2008 году благодаря девятилетнему Мэтью Бергеру. Его отец южноафриканский палеоантрополог Ли Бергер отправился исследовать доломитные холмы, находящиеся к северо-западу от Йоханнесбурга в Южной Африке, и взял на раскопки сына.

Мэтью Бергер

Любознательный мальчик решил не сидеть сложа руки и принялся активно изучать окрестности: в результате он нашел окаменевшую кость, принадлежавшую мужской особи неизвестного на тот момент вида вымерших прямоходящих. Отец Мэтью поразился находке сына, а вскоре его команда смогла обнаружить и другие фрагменты останков, после чего Ли Бергер составил первое научное описание австралопитека седиба.

SN 2010lt

Кэтрин Авроре Грэй было всего 10 лет, когда она стала самым юным человеком, открывшим сверхновую — до этого рекорд принадлежал 14-летней Каролин Мур. Интерес к звездному небу девочка унаследовала от своего отца, астронома-любителя Пола Грея. Изучая снимки галактики UGC 3378 в созвездии Жирафа, которые сделали ее отец и его коллега Дэвид Лэйн при помощи телескопов любительской обсерватории, внимательная девочка заметила небольшую звезду семнадцатой величины, которая не наблюдалась ранее в этой области. Об этом астрономы-любители сообщили в Международный астрономический союз, который вскоре подтвердил открытие и присвоил сверхновой индекс SN2010lt.

Кэтрин Аврора Грэй

Любопытно, что через два с половиной года, в октябре 2013-го, другую сверхновую в поле галактики PGC 61330 в созвездии Дракона обнаружил ее младший брат Натан Грей — ему на тот момент было тоже 10 лет.

Сопкаргинский мамонт

В 2012 году юный житель Таймыра, 11-летний Евгений Салиндер, гулял в окрестностях мыса Сопкарга (Красноярский край), когда почувствовал резкий запах. Любопытный мальчик решил проверить, откуда он исходит, и вскоре обнаружил хорошо сохранившуюся тушу мамонта весом более 500 килограммов. Он тут же сообщил о находке родителям, а те рассказали о ней полярникам ближайшей метеостанции.

Туша Сопкаргинского мамонта, или мамонта Жени (именно так назвали особь ископаемого животного), представляет собой большую ценность для науки: сохранившиеся фрагменты шкуры, жира, мяса и даже части органов позволили ученым узнать многое об этих вымерших существах и даже об эпохе, в которой они жили. Например, они выяснили, что в горбу мамонты накапливали большие запасы жира на зиму.

Также на скелете животного были обнаружены следы, очень похожие на удары копий первобытных охотников, что позволило исследователям строить предположения о присутствии людей в Арктике еще около 45-48 тысяч лет назад –— именно к этому времени, по разным оценкам, относятся останки мамонта.