Привычку отсыпаться на выходных связали с продолжительностью жизни
23.05.2018

Привычку отсыпаться на выходных связали с продолжительностью жизни

Ученые обнаружили связь между длиной сна в выходные дни и риском ранней смерти у людей младше 65 лет.

guy-sleeping

Шведские исследователи изучили данные о здоровье 38 015 людей и выявили связи между продолжительностью жизни и особенностями сна. По словам ученых, постоянный недостаток сна сокращает жизнь, но привычка подолгу спать на выходных «компенсирует» этот риск. Те, кто позволял себе как следует отдохнуть после нескольких дней недосыпа, сталкивались примерно с той же степенью риска ранней смерти, что и люди, придерживающиеся здорового режима сна. Исследование опубликовано в журнале Journal of Sleep Research.

Ученые использовали данные работы Swedish National March Cohort, в которой участвовали жители около 3,6 тысячи шведских городов и деревень. В 1997 году добровольцы заполнили анкеты об особенностях своего образа жизни: диете, физической активности и характере сна. Эту информацию в 2011 году дополнили на основе национального реестра смертности.

Авторы нового исследования выяснили: смертность среди людей в возрасте до 65 лет, которые спали меньше пяти часов на протяжении всех семи дней недели, оказалась на 52% выше, чем у тех, кто спал по шесть-семь часов. Однако вредный эффект недосыпа почти компенсировался, если люди придерживались такого режима только в будни, а на выходных спали больше восьми часов. Эти цифры получили с учетом пола, роста, веса и уровня физической активности опрошенных. При этом долгий сон каждую ночь также не был полезен. У тех, кто спал больше семи часов каждую ночь, показатели смертности оказались на 25% выше, чем у людей с «идеальным» режимом сна — тех, кто спал по шесть-семь часов. По мнению ученых, слишком долгий сон может быть маркером проблем со здоровьем, которые и становятся причиной ранней смерти.

У людей старше 65 лет связи между сном и продолжительностью жизни не заметили. Авторы исследования считают, что в этом возрасте есть возможность спать именно столько, сколько нужно организму.

По словам ученых, привычку отсыпаться нельзя назвать «лекарством» от вредных последствий недосыпа — корреляция этих явлений еще недостаточно изучена. Чтобы выяснить детали этой связи, нужны долгосрочные исследования, в которых участников будут опрашивать каждые несколько лет, так как режим сна может меняться. Исследователи подчеркивают: здоровый режим отдыха, при котором человек постоянно спит около шести-семи часов, в любом случае полезнее.

Ранее исследователи из Оксфорда выяснили, что долгий сон каждую ночь может стать причиной ночных кошмаров.