Причиной массовой гибели бабочек-монархов назвали бури и ураганы — Naked Science
16.09.2017

Причиной массовой гибели бабочек-монархов назвали бури и ураганы

Исследователи пришли к выводу, что бури и ураганы, с которыми за минувшие несколько лет столкнулось восточное побережье Мексики и США, являются главной причиной резкого сокращения численности бабочек-монархов. Кроме этого, многие насекомые стали жертвами излишней заботы о них.

danaus_plexippus_portrait

Весной 2016 года исследователи наблюдали за жизнью колоний бабочек-монархов (danaus plexippus), обитающих в лесах Серро-Пелон и Сьерра-Чинчуа. Оба они расположены в Биосферном заповеднике бабочки Монарх — небольшом уголке в мексиканском Мичоакане. Ежегодно здесь зимует примерно миллиард бабочек. На этих территориях сложился благоприятный климат, который позволял насекомым выживать даже при падении температуры ниже нуля и в сезон дождей.

Ситуацию изменил март 2016 года, когда по территории Мексики прокатилась волна ураганов и снежных бурь. Жертвами катаклизмов стали пихты и другие хвойные деревья, которые десятилетиями украшали заповедник. Лесники и экологи приняли решение вывезти поваленные стволы, чтобы избежать лесных пожаров и еще большей гибели популяций насекомых.

Все это обернулось для бабочек настоящей катастрофой. После падения деревьев, вывоза поваленных стволов и избирательной вырубки лесов холодные ветры смогли проникать далеко вглубь заповедника, что привело к изменению микроклимата. Согласно новым расчетам, жертвами катаклизмов и непродуманных действий человека могли стать до 40% всех популяций зимующих бабочек-монархов. Результаты исследования специалисты изложили в American Entomologist.

“Кладбище” бабочек-монархов, умерших после прошлогодней серии ураганов в Мексике / ©David Kust/Entomological Society of America

Ученые отмечают, что на сегодня численность danaus plexippus уже сократилась на 90% в сравнении с серединой 1990-х. По мнению экспертов, усиление снежных бурь и ураганов может привести к почти полному вымиранию представителей данного вида.

Данаида монарх является видом из семейства нимфалид. Она является одной из наиболее известных бабочек Северной Америки. Взрослую особь можно легко различить по характерному рисунку на крыле — черным полосам на рыжем фоне. По краям крыла видны белые пятна. Размах крыльев бабочки-монарха составляет 8,9–10,2 см. Самки отличаются от самцов окраской и меньшими размерами.

Бабочки-монархи относятся к насекомым, которые мигрируют на очень большие расстояния. Летом североамериканские danaus plexippus и их личинки обитают в умеренных и субтропических регионах США, а осенью и зимой происходит их миграция в южную часть Мексики и ряд стран Центральной Америки. Danaus plexippus также иногда замечают на других континентах. В России представителей вида можно встретить на Дальнем Востоке.