23.08.2016
Редакция Naked Science
1 162

Познания майя в астрономии оказались глубже, чем считалось

По мнению ученого, майя обладали глубокими познаниями по части движения планет Солнечной системы.

0_554351_bf4d1b86_orig

Знаменитый Дрезденский кодекс является одной из четырех найденных рукописных книг цивилизации майя. Данный документ датируется 1200–1250 г. н. э. Ученые также полагают, что это копия еще более древнего манускрипта, который индийские мудрецы подготовили в XVIII–IX веках. Всего в книге 74 страницы: там содержатся многочисленные сведения о религии и науке майя.

Теперь в центре внимания археолога Герардо Альданы (Gerardo Aldana) оказались т. н. Венерианские таблички Дрезденского кодекса, в которых говорится о движении Венеры. Там же присутствует и созданный индейцами календарь. До сих пор эти сведения казались ученым малозначимыми, однако Альдана выяснил, что это не так. Он использовал новые данные о расшифровке иероглифов майя и заявил, что изложенные в табличках данные свидетельствуют об их глубоких астрономических познаниях.

Как оказалось, Венерианские таблички содержат сведения, затрагивающие долговременное положение Венеры на небосводе. При этом были учтены погрешности, которые возникают через сотни и тысячи лет. Майя знали, что Венера совершает «круг» по небосводу и возвращается в ту точку, где она была во время начала наблюдений, не за 584 дня, а за 583.92 дня. На основе этих сведений были созданы корректирующие значения и формулы, которые использовались, чтобы вычислить положение планет.

Альдана полагает, что данная система расчетов не могла быть создана без понимания того, что планеты Солнечной системы вращаются вокруг светила, а не наоборот. По словам археолога, формулы майя похожи на те, которые использовал Николай Коперник. Герардо Альдана считает, что ученые майя опередили своих европейских коллег на несколько веков.

Идея гелиоцентрической модели, считающей Солнце центральным небесным телом нашей системы, возникла еще в Древней Греции, однако ее окончательное утверждение связано с именем польского ученого Николая Коперника (1473–1543 годы). Созданная им система легла в основу первой научной революции.

Ранее, напомним, появились сведения об обнаружении «затерянного города майя», который, как позже выяснилось, оказался всего-навсего конопляным полем.