19.12.2017
Редакция Naked Science

Повреждения некоторых структур мозга связали с криминальным поведением

Исследователи заявили, что склонность к криминальному поведению могут усиливать повреждения структур мозга, связанных с принятием решений.

rtr2n9tx-e1471539479550

Американские нейрофизиологи заявили: многим преступлениям различного характера могут предшествовать повреждения в одной из крупномасштабных нейронных сетей головного мозга преступника. Регионы мозга, входящие в эту сеть, включены в процесс принятия решений. Это одно из первых исследований такого рода: чтобы подтвердить или опровергнуть его результаты, потребуются более детальные работы.

Ученые проанализировали 81 исследование клинических случаев повреждений различных структур мозга у людей, которые затем совершили какие-либо преступления. Часть работ исключили из списка по разным причинам (например, в них описывались случаи нескольких пациентов или были недоступны данные нейровизуализации). В итоговый список материалов вошли 45 исследований мозга людей, совершивших различные преступления: от краж и мошенничества до жестоких убийств. Также нейрофизиологи изучили 140 исследований, участники которых не нарушали закон после публикации статей.

Среди 45 исследований мозга преступников ученые обнаружили 17 случаев, в которых повреждения структур мозга напрямую предшествовали правонарушению. 12 пациентов совершили преступления, связанные с насилием над окружающими: убийства, изнасилования, нападения. Пятерых участников исследований обвиняли в мошенничестве или кражах. Исследователи полагают, что еще в 23 случаях из 45 такая связь могла существовать, но точных подтверждений этому ученые не обнаружили. Чаще всего у преступников оказывались повреждены фрагменты префронтальной коры головного мозга: медиальная префронтальная и орбитофронтальная зона. Эти регионы мозга участвуют в принятии решений. Реже встречались повреждения височной доли коры, которую связывают с формированием долгосрочной памяти и восприятием звуковой и визуальной информации.

По словам ученых, эти структуры входят в одну и ту же крупномасштабную нейронную сеть головного мозга (large scale brain network). У здоровых людей с неповрежденным мозгом она вовлечена в процесс принятия решений. Также исследователи заключили, что поврежденные зоны мозга связаны с восприятием морали. Предыдущие исследования показывали, что многие из этих зон активируются при размышлениях об этической «проблеме вагонетки».

Авторы новой работы подчеркивают, что делать определенные выводы пока рано: они изучили сравнительно мало случаев. Подтвердить или опровергнуть эти результаты помогут более масштабные контролируемые исследования. Кроме того, даже если повреждения мозга действительно ведут к криминальному поведению, не менее важны социальные факторы и среда, окружающая человека.

Ранее ученые пришли к выводу, что черепно-мозговые травмы стали причиной жестокого и агрессивного поведения короля Англии Генриха VIII, который приказал казнить двух своих жен.