23.10.2015
Редакция Naked Science
1 592

Первые эпидемии чумы возникли до нашей эры

Международная команда исследователей с помощью анализа образцов ДНК, полученных из зубов древних людей, выяснила, что первая пандемия чумы была в V-IV тысячелетии до нашей эры.

3231685557_7be5bd4607_b

Ученые выделяют по крайней мере три основных пандемии чумы, которые изменили ход истории. Первая – «Юстинианова чума», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и свирепствовала около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 году только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек.

Вторая и самая зловещая в истории Европы – эпидемия середины XIV века. Пришедшая из Азии «черная смерть» унесла треть населения Старого света. В 1346-1348 году бушевала бубонная чума, жертвами которой стали 25 млн человек. Третья – пандемия чумы, начавшаяся в 1855 году в китайской провинции Юньнань. В основном она проходила в Китае и Индии (в Индии погибло более 6 млн человек).

Однако команда международных ученых, чье исследование опубликовано в научном журнале Cell, с помощью анализа ДНК выяснила, что первая эпидемия чумы датируется V-VI тысячелетиями до н.э. Ученые провели анализ ДНК, полученной из зубов 101 древнего человека, жившего в бронзовом и железном веках на территории Европы и Средиземноморья. Оказалось, что семь человек были инфицированы чумной палочкой (Yersinia pestis).

Упорядочив геном чумных палочек, ученые пришли к выводу, что шесть самых древних из них не были похожи на средневековую бубонную чуму, называемую «черной смертью»: у данных бактерий отсутствовали гены pla и ymt, играющие ключевую роль в распространении чумы.

Отсутствие ymt означает, что чума распространялась не через блох, паразитирующих на крысах и переходящих с них на человека, а каким-то другим путем. Ген pla, в свою очередь, отвечает за распространение Yersinia pestis из одного типа ткани в другой, и его отсутствие говорит о том, что чума во времена Древнего Египта убивала людей преимущественно воздушно-капельным путем и не формировала характерных бубонов на руках и ногах.

Как полагают ученые, разносчиками чумы в то время выступали сами люди: на V-IV тысячелетия до нашей эры пришлась эпоха массовых миграций, во время которых десятки тысяч людей переселялись из одного уголка Земли в другой. При этом седьмой образец чумной палочки, от которой умер древней житель Армении примерно в 951 году до нашей эры, уже обладал генами pla и ymt. Это говорит о том, что первые современные штаммы бубонной чумы появились в промежутке между II и I тысячелетиями до нашей эры.