Опубликованы первые цели «Джеймса Уэбба» — Naked Science

Опубликованы первые цели «Джеймса Уэбба»

ЕSA и NASA опубликовали перечень первых целей космического телескопа имени Джеймса Уэбба.

Телескоп «Джеймс Уэбб» представляет собой орбитальную инфракрасную обсерваторию, которая должна заменить телескоп «Хаббл». Составное зеркало системы включает в себя 18 гексагональных зеркал диаметром 6,5 метра (диаметр зеркала «Хаббла» — 2,4 метра). «Джеймс Уэбб» планируется разместить в точке Лагранжа L2 системы Солнце — Земля, в 1,5 миллионах километров от последней. Аппарат займется сбором данных о реликтовом излучении и экзопланетах с помощью нового оборудования. Так, оно позволит одновременно наблюдать 100 объектов на площади 3 на 3 угловых минуты в высоком разрешении. Разработка телескопа ведется с 1996 года, запуск назначен на 2018 год.

Проект реализуется при участии 17 стран под руководством NASA, ESA и Канадского космического агентства (CSA). Распределение приборного времени «Джеймса Уэбба» ведется на основании заявок от исследовательских групп. Примерно десять процентов времени и приоритет будут отведены командам, которые помогали в разработке. Выполнение их программ и предполагает список первых целей аппарата. В зависимости от объектов наблюдения, перечень разделен на десять тематических блоков: объекты Солнечной системы; экзопланеты; коричневые карлики; протозведы и протозвездные диски; остаточные диски; области звездообразования; галактики; скопления галактик; квазары; дальний космос.

Сравнение зеркал «Хаббла» и «Джеймса Уэбба» / ©Butrous Foundation

Среди экзопланет, которые планируется изучить с помощью телескопа, выделяются TRAPPIST-1e (расположена в обитаемой зоне системы из семи планет) и HD189733b (синей экзопланеты с чрезвычайно высокоинтенсивными грозами). Также «Джеймс Уэбб» будет использован для наблюдений Паллады, Цереры, астероида Рюгу, которого в следующем году достигнет японский зонд «Хаябуса-2», комет и танснептуновых объектов. Кроме того, аппарат задействуют в миссиях по исследованиям туманности Конская голова, звезды Бета Живописца, сверхновой SN 1987A, которая достигла максимума в 1987 году, и квазаров, выглядящих для наблюдателя такими, какими были спустя миллиард лет после Большого взрыва.

Всего с помощью «Джеймса Уэбба» к настоящему времени запланировано более 2100 наблюдений. Пока инженеры продолжают испытания основных систем телескопа. Осенью прошлого года NASA провело его пре-тест, задачей которого стала калибровка зеркала. Для этого аппарат был установлен в вертикальном положении, после чего с помощью интерферометра ученые облучали его пучками света с длиной волны около 700 нанометров. Разность фаз интерферирующих пучков фиксировалась прибором и сравнивалась с голографическим шаблоном. Ежесекундно интерферометр делал порядка пяти тысяч измерений. Ожидается, что на орбиту телескоп выведет тяжелая ракета-носитель Ariane 5.

О формировании перечня первых целей пишет NASA, сам список размещен на сайте проекта.

О необычных фактах, связанных с «Джеймсом Уэббом», читайте в нашем материале.

По данным осведомленного источника, новейший российский истребитель пятого поколения Су-57 сможет нести во внутрифюзеляжных отсеках более десятка разных беспилотных летательных аппаратов. Для этого самолет пройдет модернизацию.