Названа самая грозовая экзопланета — Naked Science

Названа самая грозовая экзопланета

Британские ученые смоделировали климат нескольких экзопланет по их установленным характеристикам. Одна из них – перегретая Kepler-10b – может испытывать удары миллиардов молний каждую секунду.

holy-shit-weather-volcano1

Пол Риммер (Paul Rimmer) и его коллеги из Сэнт-Эндрюсского университета отмечают, что высокая вулканическая активность недр планеты тесно связана с электрической активностью ее атмосферы. Эту связь они рассмотрели на примере нашей Земли, собрав информацию по количеству молний, связанных с извержениями вулкана Редаут на Аляске в 2009 году и Эйяфьядлайёкюдль в Исландии в 2010-м. Эти данные были экстраполированы на происходящее у далекой экзопланеты Kepler-10b.

Это одна из первых экзопланет, открытых телескопом Kepler. Она лишь ненамного крупнее Земли и вращается чрезвычайно близко от своей звезды: в 20 раз ближе нашего Меркурия. Один годовой оборот Kepler-10b совершает менее чем за сутки. Кроме того, она исключительно плотная и весит в 4,5 раза больше Земли. Температура на дневной стороне превышает 1500 °С – достаточно, чтобы расплавить железо, из которого, как считается, Kepler-10b во многом состоит.

Предполагается, что влияние звезды, состава и температуры делает Kepler-10b исключительно активной планетой. Она может быть целиком покрыта действующими вулканами, а следовательно – решили Риммер и его соавторы – на ней должна сохраняться высокая грозовая активность. Проведенные учеными расчеты показали, что уже за то краткое время, что Kepler-10b пересекает диск своей звезды, – примерно за 2 часа – на ней должны ударять от 100 млн до 2 трлн молний.

Похожую работу Риммер с соавторами провели и для других экзопланет, менее похожих на Землю. Например, данные по грозам на Юпитере и Сатурне позволили им оценить грозовую активность других газовых гигантов. По данным ученых, при размерах примерно с Юпитер в экзопланету HD 189733b должны ударять 100 тыс. молний в час.

Теоретически зафиксировать такую высокую грозовую активность можно будет дополнительными транзитными наблюдениями. Если только расчеты подтвердят, что вспышки молний достаточно сильны, чтобы оказаться видимыми для современных телескопов.