Обезьяны оказались способны видеть лица в случайных предметах

Обезьяны оказались способны видеть лица в случайных предметах

Парейдолия оказалась не чисто человеческим свойством: склонность видеть знакомые образы и лица в неодушевленных предметах продемонстрировали макаки-резусы.

face

Парейдолическая иллюзия знакома каждому, кто хоть раз замечал, как поразительно похожи некоторые случайные комбинации предметов на человеческие лица. Она считается чем-то вроде побочного эффекта, возникающего благодаря работе сложных механизмов распознавания зрительных образов, хотя некоторые специалисты относят парейдолию к эффектам культуры и нашей привычки с детства смотреть – на рисунках и в мультфильмах – на изображения «очеловеченных», «одушевленных» животных и предметов.

Впрочем, новая работа, опубликованная в журнале Current Biology, опровергает эту гипотезу. В ней Джессика Тауберт (Jessica Taubert) и ее коллеги из американского Национального института психического здоровья (NIHM) сообщают результаты необычных экспериментов, поставленных в лаборатории на пяти макаках-резусах. На экране компьютера животным попарно демонстрировались 45 изображений, комбинируясь во всех возможных сочетаниях. При этом 15 снимков показывали объекты, вызывающие стойкую парейдолию у людей, еще 15 – схожие объекты, с иллюзией не связанные. Наконец, последняя треть фотографий показывала морды других макак.

Некоторые примеры демонстрировавшихся макакам стимулов / ©Taubert et al., 2017

Исследователи использовали систему отслеживания взгляда, замеряя время, которое животные проводили, рассматривая левую и правую картинку из каждой пары. Известно, что обезьяны, как и люди, уделяют большее внимание лицам и разглядывают их дольше других объектов. Это произошло и в эксперименте американских психологов, однако дольше макаки смотрели и на объекты, вызывающие парейдолию, причем взгляд их задерживался на тех участках, что соответствовали иллюзорным глазам и рту, ключевым элементам, формирующим образ лица.

Эти результаты оказались настолько ясными, что несложный компьютерный алгоритм даже смог точно предсказывать движения глаз обезьян в зависимости от того или иного изображения. Авторы работы не видят иного объяснения, кроме того, что макакам парейдолия свойственна в той же степени, что и нам.