27.08.2020
26 473

«Обмен» телами друг с другом меняет наше восприятие

5.5

Шведские ученые провели эксперимент, используя иллюзию обмена телами между знакомыми друг другу людьми, и показали, как при этом меняется восприятие обоих.

Эксперимент “обмена” телами / ©medicalxpress.com

Исследование ученых опубликовано в журнале iScience. Общепринято, что наше самоощущение зависит от детского опыта и взаимодействия с другими людьми, но нейробиологи установили: оно зависит еще и от нашего тела, то есть от физического восприятия себя. И если наша ментальная самооценка не соответствует физическому «я», могут произойти нарушения и в памяти.

Чтобы прийти к таким выводам, команда из знаменитой Лаборатории мозга и тела в Каролинском институте в Стокгольме (Швеция) под руководством не менее известного нейробиолога Хенрика Эрссона снабдила 66 человек (все они составляли пары друзей) специальными головными шлемами-дисплеями, имитирующими тело друга в режиме реального времени и от первого лица. Чтобы усилить иллюзию, ученые касались обоих участников теми частями тела, которые те видели на экранах.

Изменение самооценки после “обмена” телами / ©www.cell.com

Перед экспериментом добровольцы оценивали себя и друзей по шкалам, отражавшим различные черты характера, такие как разговорчивость, независимость, жизнерадостность, уверенность и так далее (всего 120 черт). После того как произошел «обмен» телами, участников опрашивали снова.

Выяснилось, что в конце эксперимента оба испытуемых были склонны видеть себя как более похожих друг на друга, чем до начала, то есть они ощущали самих себя похожим образом, как они до того оценивали личность друга. Изменения также коснулись памяти. Известно, что люди лучше запоминают то, что связано с ними самими. Поэтому после теста участники хуже помнили, как они оценивали те или иные черты личности во время эксперимента.

Участники – пара друзей – лежали на кроватях, на них были надеты головные шлемы-дисплеи. Записи, передаваемые на шлемы, транслировались двумя цифровыми камерами, расположенными чуть выше и позади головы каждого участника. В результате, каждый из них видел высококачественное 3D-видео тела друга от первого лица. Одновременно экспериментаторы прикасались к телам участников / ©www.cell.com

Результаты работы могут оказаться весьма полезными для терапии расстройств деперсонализации — состояния, когда человек чувствует несогласованность между своим психическим состоянием и собственным телом, а также для таких расстройств, как депрессия.

Ведущий автор исследования, научный сотрудник Каролинского института Павел Тачиковски, считает, что иллюзия обмена телами может скорректировать самовосприятие и самооценку депрессивных людей, которые страдают от негативных и очень жестких представлений о себе. Однако прежде чем разработать конкретные клинические методы терапии, ученые намерены определить, как ощущение себя устроено на телесном и психологическом уровнях.