Новые исследования обещают таблетки, которые заменят занятия спортом — Naked Science
14.10.2015

Новые исследования обещают таблетки, которые заменят занятия спортом

Ни одна таблетка не позволит нам сбросить вес и обрести здоровое, сильное тело без всех «побочных эффектов», связанных с физической нагрузкой и изнурительными упражнениями, – потом и болью. Но наука не стоит на месте, и ученые все лучше понимают молекулярные процессы, происходящие в мускулах и всем организме во время спортивных занятий. А значит, рано или поздно таблетка появится.

Недавно в журнале Cell Metabolism австралийские ученые сообщили о результатах одного заметного исследования. Авторы отобрали четырех здоровых, но нетренированных добровольцев и «прогнали» их через 10-минутные интенсивные упражнения. А затем проанализировали изменение активности некоторых белков в разных тканях их тела. В общей сложности такие изменения были замечены более чем для тысячи белков, и исследователи представили первую схему этих процессов. Заодно они обещают, что именно их работа может «открыть двери для создания лекарственных препаратов, имитирующих полезные эффекты упражнений».

Вместе с тем не так давно в журнале Chemistry & Biology ученые из Великобритании рассказали о разработке вещества, блокирующего активность белка инозинмонофосфатсинтазы (ATIC), который играет ключевую роль в энергетическом метаболизме клетки. Это ведет к тому, что в клетке активируются сигналы, сообщающие о нехватке энергии – как при интенсивной физической нагрузке, – и резко повышается потребление глюкозы. Их «соединение №14» позволяет «сжигать» жир и без упражнений: в экспериментах на мышах было показано, что животные, перекормленные жирной пищей и уже подававшие признаки приближения диабета, после приема «таблетки» сбрасывали вес и возвращали уровень глюкозы в крови к норме.

Впрочем, даже если в итоге «таблетка от упражнений» действительно скоро будет создана, универсальной она вряд ли станет. Такие соединения могут действовать лишь на определенную группу клеток и лишь одним определенным образом. Заставляя клетки сжигать жир, они не сделают кости прочнее, не укрепят сердце и легкие. До такой «супертаблетки» мы точно не доживем – по крайней мере, без достаточного количества физических упражнений.

Ученые выяснили, что хроническая боль может влиять не только на физическое состояние, но и на психику человека, определяя его чувства, мысли и убеждения.