13.06.2017
Редакция Naked Science
1 298

Нетерпимость к несправедливости уравняла собак с волками

Австрийские зоопсихологи пришли к выводу, что особенности реакций собак на неравный обмен незначительно связаны с одомашниванием.

Одним из частных проявлений взаимного альтруизма — эволюционно значимой стратегии поведения — выступает нетерпимость к неравному обмену, которая характерна для многих социальных животных, в том числе собак. В ряде случаев последние даже могут превосходить шимпанзе в социальном интеллекте и детей — в научении. Однако, в отличие от приматов и волков, собаки менее чувствительны к качеству стимулов, что указывает на более низкую избирательность. Механизм возникновения этого отличия неизвестен. В зависимости от гипотез, невысокая специфичность реакций собак на вознаграждение связывается с относительной примитивностью подвида или одомашниванием около 15 тысяч лет назад.

Чтобы проверить особенности реакций в условиях неравного обмена, специалисты из Венского медицинского университета провели серию экспериментов с десятью собаками (Canis lupus familiaris) и четырьмя волками (Canis lupus). На первом этапе животных разделили на пары и обучали нажимать на кнопку для получения пищи. При этом в ряде случаев выполнение задачи не приводило к вознаграждению, а за подопытной наблюдала вторая особь. Затем, в рамках испытаний, авторы ввели в процедуру новые условия. В равных условиях обоим животным давали менее (low-value reward, LVR) или более (high-value reward, HVR) ценную для них пищу. В ситуации неравенства качество стимулов варьировалось.

Пример размещения животных во время испытаний / ©Jennifer L. Essler et al., Current Biology, 2017

Для оценки влияния сопутствующих факторов ученые также полностью лишали вознаграждения одну из особей или показывали им пищу HVR, но после нажатия на кнопку давали LVR. Кроме того, в отдельных сессиях животные проходили тесты изолированно. После каждого испытания собак или волков выводили из клеток в помещение, где те могли свободно контактировать друг с другом или ассистентом. Это позволяло выявить предпочтения в зависимости от условий эксперимента и чувствительности к неравному обмену. Чтобы снизить риск потери мотивации, дизайн сессий проводился в произвольном порядке (опыты с пустыми мисками не повторялись дважды). В ходе одной сессии каждая особь проходила 30 испытаний.

Анализ показал, что отказ животных от продолжения тестов зависел как от распределения стимулов, так и социального контекста: в присутствии наблюдателя тесты прекращались быстрее. Причем эффект был более выраженным в случае «несправедливого» обращения с доминантом. Это также проявлялось в скорости стрессовой реакции: в частности, в отсутствие вознаграждения подчиненная собака (но не волк) в среднем раньше начинала облизывать губы. Поведение животных независимо от таксона слабо коррелировало с качеством стимулов. Тем не менее, волки, по словам авторов, в целом реагировали на неравный обмен сильнее. После «несправедливых» сессий они меньше контактировали с ассистентом.

Исследователи отмечают, что полученные данные свидетельствуют против гипотезы о возникновении способности к оценке «справедливости» чужих действий у собак в ответ на одомашнивание. И C. lupus familiaris, и C. lupus примерно идентично реагировали на неравный обмен. При этом качество стимулов определяло поведение в меньшей степени, чем социальный контекст: в одиночных тестах тенденция к раннему прекращению испытаний не наблюдалась.

Подробности работы представлены в журнале Current Biology.

Ранее стало известно, что вороны способны запоминать «несправедливое» отношение быстро и надолго.