28.02.2017
Редакция Naked Science

Социальные навыки собак превзошли шимпанзе в «человечности»

Международная группа ученых показала, что социальные навыки собак и детей схожи в большей степени, чем шимпанзе и детей. Результаты исследования представлены в журнале Animal Behaviour.

husky_winter_dog_child_mood_love_1680x1050

Согласно «гипотезе культурного интеллекта», от приматов человека отличает наличие уникальных навыков обмена знаниями и кооперации, развивающихся в раннем детстве. Прошлые работы показали, что двухлетние дети и шимпанзе одинаково хорошо справляются с общими когнитивными тестами, например на память и внимание. Однако с течением времени социальный интеллект детей повышается, и они превосходят шимпанзе по способности к кооперации и научению через подражание.

Между тем ряд исследований с участием собак ставят «гипотезу культурного интеллекта» под сомнение. В частности, известно, что собаки совершают аналогичные ошибки при поиске предметов, ориентируясь на коммуникативные сигналы, как и дети, а также не хуже последних могут пользоваться невербальными сигналами. Итоги таких экспериментов легли в основу гипотезы «одомашненного социального интеллекта», которая связывает подобие социальных навыков у собак и человека с конвергентной эволюцией.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые из Аризонского университета и других учреждений провели эксперимент с участием 105 детей в возрасте 2 лет, 552 собак различной породы и 106 шимпанзе. Все испытуемые проходили общие тесты на когнитивное развитие, а также серию игровых тестов, в которых с помощью невербальных подсказок (направления взгляда, пальца) сообщали друг другу местоположение спрятанных лакомства или игрушки.

Корреляция успешности выполнения тестов (величина кругов указывает на число верно выполненных связанных заданий) / ©MacLean et al., Animal Behaviour, 2017

Анализ показал, что шимпанзе, дети и собаки получали идентичные результаты тестов на общее развитие. В то же время социальные навыки давались собакам и детям лучше, чем шимпанзе. Так, дети и собаки демонстрировали относительно стабильные успехи при выполнении схожих заданий, тогда как у шимпанзе показатель оказался другим. По мнению авторов, полученные данные свидетельствуют о том, что совместная эволюция собак и человека в этом случае играют большую роль, чем эволюционная близость шимпанзе и человека.