Злопамятство воронов оказалось долговременным
06.06.2017

Злопамятство воронов оказалось долговременным

Исследователи из Австрии и Швеции показали, что вороны сохраняют память о единичном опыте «несправедливого» отношения по меньшей мере в течение месяца.

33382611155_1f0f9a7728_k

Взаимный альтруизм характерен для многих социальных животных. Такое поведение предполагает ответное самопожертвование и позволяет формировать коалиции, повышающие шансы сторон на извлечение выгод. Однако механизм феномена неясен. В зависимости от гипотез, он ассоциируется с эмоциональной компонентой, принципе симметрии или расчетливости. При этом до недавнего времени последняя считалась видоспецифичной чертой человека, но эксперимент 2009 года показал, что на активную оценку соотношения вреда и пользы способны также суматранские орангутаны (Pongo abelii). Помимо приматов и собак схожую избирательность могут проявлять птицы. Так, американский ворон (Corvus brachyrhynchos) помнит лицо опасного индивида в течение нескольких лет.

В новой работе специалисты из Венского и Лундского университетов проверили, способны ли вороны распространять опыт негативного взаимодействия на остальные ситуации взаимного альтруизма. На первом этапе девять воронов (Corvus corax) обучали обменивать хлеб на сыр. По мере освоения задачи ассистенты, каждый из которых предоставлял птицам разную пищу, постепенно удалялись друг от друга и менялись, чтобы установить различие ролей, но предотвратить запоминание. Затем выборку делили на пары (девятую самку тестировали отдельно). В ходе посевной фазы вороны выступали в роли испытуемого или наблюдателя. При этом, в зависимости от сессии, ассистент, передающий сыр, отдавал подопытной особи пищу или сам съедал ее после того, как другой ассистент получал хлеб.

Отношение предпочтений «справедливого» ассистента к случайному показателю спустя два дня (a) и месяц (b) среди воронов, имевших опыт взаимодействия (черный цвет), и наблюдателей (белый цвет) с учетом ошикбки среднего / ©J.J.A. Müller et al., Animal Behavior, 2017

После этого авторы провели два контрольных испытания — спустя два дня и один месяц соответственно. Птицы тестировались поодиночке, и на этот раз рядом с вольером, кроме новых «справедливого» и «несправедливого» ассистентов, присутствовал третий, также неизвестный им человек. Он (точнее, она — в качестве ассистентов выступали только женщины) должен был регулировать новизну стимулов и, в частности, внести в процедуру новое условие: если после получения хлеба ворон передавал пищу ему, она возвращалась обратно. Всего в рамках тестов каждая особь участвовала в 30 подобных сессиях. Таким образом, ученые могли выяснить, связано ли предпочтение ассистента, имеющего определенную пищу, с непосредственным негативным опытом и как долго хранится память о нем.

Результаты показали, что в большинство птиц, имевших прямой опыт «несправедливого» обмена, чаще выбирали «справедливого» ассистента. Наблюдателей авторы разделили на особей, которые оставались пассивными, и тех, кто в контрольной фазе получил статус подопытных. В отличие от первых, вороны, воспринимавшие, а затем участвовавшие в обмене, также чаще контактировали со «справедливыми» ассистентами. Однако этот показатель не был статистически значим. Слабо с освоением парадигмы коррелировала и внимательность наблюдателей — ее оценивали по направлению головы птиц. По словам ученых, данные подтверждают, что C. corax могут запоминать и распространять единичный негативный опыт «несправедливости» на случаи аналогичного взаимодействия.

Статья опубликована в журнале Animal Behavior.

Ранее австрийские зоологи выяснили, что голубым сорокам свойственно великодушие.