Найдена планета, вращающаяся вокруг двух звезд — Naked Science
23.09.2016

Найдена планета, вращающаяся вокруг двух звезд

При помощи космического телескопа «Хаббл» выявлена необычная планета, которая вращается вокруг двух звезд, будучи удаленной от последних на очень большое расстояние.

ogle-2007-blg-349l_system

Расположенную на удалении 8 тыс. световых лет от Земли звездную систему OGLE-2007-BLG-349 обнаружили еще в 2007 году. Однако именно сейчас ученые смогли разгадать одну из ее главных тайн. Первоначальные наблюдения показали, что система может включать в себя одну планету и две звезды или же одну звезду и две планеты. Как оказалось, в системе находятся два красных карлика, а также планета OGLE-2007-BLG-349(AB)b, которая вращается вокруг них. Отметим, что два светила расположены на расстоянии всего лишь 11 млн км друг от друга.

Размеры планеты можно сравнить с размерами Сатурна: она движется по орбите на удалении 482 млн км от пары звезд: это сравнимо с расстоянием, разделяющим Солнце и пояс астероидов. Один оборот вокруг звездной пары занимает у OGLE-2007-BLG-349(AB)b семь лет.

Планета была обнаружена методом гравитационного микролинзирования. Последнее возникает тогда, когда гравитационное поле более близкой звезды увеличивает свет от далекой звезды, действуя при этом как линза. В том случае, если у звезды переднего плана есть планета, собственное гравитационное поле последней способно внести значительный вклад в эффект линзирования. Данный метод имеет один недостаток: его можно использовать лишь тогда, когда оба светила точно выровнялись вдоль прямой.

Новое открытие представляет для науки большую ценность: предполагается, что оно позволит лучше понять механизм образования и эволюции планет в таких системах, как OGLE-2007-BLG-349.

Расположенные в двойных звездных системах планеты ученые разделяют на две категории: экзопланеты, вращающиеся вокруг одного из компонентов двойной звезды, и планеты, вращающиеся вокруг обеих компонентов (как в случае с OGLE-2007-BLG-349(AB)b.

Напомним, недавно другая группа исследователей выявила весьма интересный объект: ученые обнаружили два коричневых карлика, вращающихся друг вокруг друга. При этом никакой звезды рядом с ними выявлено не было. Загадочная пара находится на удалении 40 млн световых лет от нас.