Многолетнюю практику йоги связали с увеличением мозга — Naked Science

Многолетнюю практику йоги связали с увеличением мозга

Группа ученых из Бразилии и США пришла к выводу, что практика йоги может быть связана с увеличением объема префронтальной коры.

В последнее время растет число исследований о побочных эффектах восточных оздоровительных практик. Так, ранее стало известно, что китайская гимнастика на основе тайцзицюань помогает уменьшить хроническую неспецифическую боль не хуже классических упражнений, а йога — снизить риск рецидива язвенного колита. Помимо физического здоровья последняя, по-видимому, также способна влиять на психику. Например, некоторые разновидности йоги позволяют снизить тревожность за счет стимуляции выработки гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) в таламусе. Надежность подобных наблюдений, однако, нередко остается недостаточной, в том числе из-за небольших и нерепрезентативных (неоднородных) выборок.

В новой работе специалисты из Федерального университета ABC (UFABC), Университета Сан-Паулу и других учреждений проверили, как йога отражается на структуре мозга в долгосрочной перспективе. Участие в обследовании приняли 21 бразильянка, практикующая хатха-йогу (наиболее распространенное направление), и 21 — из числа контрольных. Малый объем выборки авторы стремились компенсировать чрезвычайно высокой репрезентативностью. В частности, возраст всех добровольцев превышал 60 лет, а экспериментальная группа занималась йогой в среднем 15 лет. Кроме того, все женщины были подобраны таким образом, чтобы соответствовать определенным уровню образования и анамнезу.

Характеристики двух групп / ©Rui F. Afonso et al., Frontiers in Aging Neuroscience, 2017

На первом этапе участницы заполняли опросник действий по удовлетворению повседневных нужд (IADL), шкалу депрессии Бека (BDI) и краткую шкалу оценки психического статуса (MMSE). Также ученые описали их антропометрические параметры — рост и вес. Затем методом магнитно-резонансной томографии (МРТ) команда изучила толщину коры мозга: показатель рассчитывался как минимальное расстояние от границы между серым и белым веществом до границы между серым веществом и спинномозговой жидкостью. Анализ показал, что экспериментальная группа значимо отличается от контрольной толщиной префронтальной коры — эта область отвечает за согласование мышления и моторики в соответствии с планами.

По словам авторов, остальные рассмотренные параметры на тенденцию не влияли — с увеличением префронтальной коры коррелировала только практика йоги. Кроме того, ни одна женщина не проявляла депрессивную симптоматику и иных признаков познавательных нарушений. Таким образом, ученые пришли к выводу, что подобные занятия, вероятно, могут приводить к изменениям структуры мозга и предотвращать возрастной когнитивный спад. Подчеркивается, тем не менее, что наряду с небольшой выборкой работа имеет ряд других ограничений. Например, йога в этом случае не сравнивалась с альтернативными видами физической активности, а количество респондентов не позволяло оценить эффекты исходя из этноса.

Учесть эти недостатки планируется в дальнейших исследованиях. Они, в частности, могут включать в себя также добровольцев мужского пола и иметь лонгитюдный характер.

Статья опубликована в журнале Frontiers in Aging Neuroscience.

Кроме пользы, ученых интересует и потенциальный вред таких занятий. Весной междисциплинарная группа американских специалистов пришла к выводу, что многолетняя практика буддийских медитаций может наносить организму вред.

Американские ученые выявили следы растений, не относящихся к табаку, в лекарственных сосудах древних майя.