Йога превзошла ходьбу в пользе для психики — Naked Science
04.03.2017
Редакция Naked Science

Йога превзошла ходьбу в пользе для психики

Американские ученые показали, что занятия йогой связаны с повышением уровня гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) в таламусе и снижением тревожности. Результаты исследования опубликованы в The Journal of Alternative and Complementary Medicine.

Известно, что занятия йогой помогают уменьшить симптомы депрессии, тревожности и эпилепсии. Медикаментозная терапия этих нарушений часто проводится препаратами, которые стимулируют ГАМК, — ключевой тормозной нейромедиатор. Прошлые работы показали, что после занятий йогой уровень ГАМК в мозге в среднем повышается на 27 процентных пунктов, однако до сих пор было неясно, что именно приводит к результату: йога или общая физическая активность.

В новой работе ученые из Школы медицины Бостонского университета и других учреждений провели эксперимент с 34 добровольцами в возрасте 18–45 лет, которые не занимались йогой по меньшей мере в течение трех последних месяцев и не имели нейропсихических синдромов. Все испытуемые прошли психологическое тестирование на предмет актуального уровня тревожности и нарушений настроения, после чего их разделили на две группы. Одна группа на протяжении 12 недель участвовала в трех 60-минутных сессиях йоги Айенгара в неделю: первые четыре недели под руководством инструктора, затем самостоятельно. Контрольная группа совершала аналогичное количество прогулок со скоростью 2,5 километра в час.

Уровни ГАМК авторы оценивали с помощью магнитно-резонансной спектроскопии (МРС): обследование проводилось до начала эксперимента, спустя 12 недель и сразу после дополнительной сессии йоги или прогулки. Анализ показал, что после завершения эксперимента у группы, практиковавшей йогу, улучшились все «положительные» (уровень тонуса, качество межличностного взаимодействия, умиротворенность) и снизились «отрицательные» (тревожность, нервное истощение) психологические показатели по сравнению с контрольной группой.

Уровни глютаминового комплекса (Glx) и ГАМК (GABA) до и после занятий йогой / ©Chris C. Streeter et al., The Journal of Alternative and Complementary Medicine, 2017

Сканирование белого и серого вещества не выявило значительных тонических изменений уровня ГАМК в обеих группах, однако в таламусе добровольцев, которые занимались йогой, после сессий регистрировался резкий рост нейромедиатора. С резким ростом ГАМК в таламусе коррелировали улучшение настроения и снижение тревожности в экспериментальной группе.

По мнению авторов, полученные данные свидетельствуют о том, что занятия йогой могут использоваться как вспомогательное средство при терапии депрессивных и тревожных расстройств. Примечательно, что в эксперименте задействовалась определенная разновидность хатха-йоги. Основное внимание в йоге Айенгара уделяется точности положения тела на опорах, детализации и строгой согласованности асан с контролем дыхания. Ученые не исключают, что специфическая тренировка дыхания в значительной степени связана с положительным влиянием йоги на психическое состояние человека.