Как замерзали и таяли реки и озера на Марсе - Naked ScienceNaked Science
18.10.2017, 15:54
Naked Science

Как замерзали и таяли реки и озера на Марсе

Геологи давно нашли на Марсе следы высохших русел рек. Но климатические модели говорят о том, что в те времена, когда Марс был влажным, на планете было слишком холодно, и вода могла быть только льдом. Наконец, ученым удалось примирить эти два факта.

Геологи из Университета Брауна (штат Род-Айленд) предложили компромисс между геологическими данными и климатическими моделями. По версии Эшли Палумбо (Ashley M.Palumbo) и коллег, в теплое время марсианского года дневные температуры поднимались выше ноля – это немного, но достаточно для того, чтобы растопить ледники. Талая вода прокладывала себе путь, попутно вымывая мягкие породы. Ее было немного, но хватило, чтобы оставить на поверхности Красной планеты узнаваемые борозды.

Гипотеза возникла, когда Палумбо занимался геологией сухих долин Мак-Мердо в Антарктике: там температура чаще всего держится ниже ноля, но нескольких теплых часов каждый день хватает для того, чтобы формировались и существовали озера. Чтобы проверить предположение, геологи воспользовались последними климатическими моделями, согласно которым, 4 миллиарда лет назад, когда сформировались основные гидрогенные формы рельефа, Марс был холодным миром с атмосферой, состоящей (как и сейчас) в основном из углекислого газа.

Углекислый газ – это парниковый газ, он позволяет удерживать в атмосфере тепло. Среднегодовые температуры во всех расчетах остались ниже ноля, но при некоторых вариантах наклона оси вращения планеты (каким он был на самом деле, неизвестно) парникового эффекта хватило на то, чтобы летние дневные температуры в южном полушарии поднялись и вода растаяла.

Исследование опубликовано в журнале Icarus.