Исследователи подтвердили, что внутреннее ядро Земли твердое — Naked Science

Исследователи подтвердили, что внутреннее ядро Земли твердое

Ученые из Австралийского национального университета доказали, что у Земли твердое внутреннее ядро. Их данные помогут понять, как была сформирована наша планета.

klassicheskie-osnovnyie-sferyi-zemli

Группа исследователей во главе с доцентом Хрвое Ткальчич (Hrvoje Tkalčić) и доктором наук Тхан-Сон Пхамом (Than-Son Phạm) изобрели способ выявления во внутреннем ядре планеты сдвиговых волн — или «J волн», — которые могут перемещаться только сквозь твердые объекты. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

«Мы обнаружили, что внутреннее ядро Земли действительно твердое, однако более мягкое, чем считалось ранее. Если наши результаты верны, то внутреннее ядро обладает некоторыми эластичными свойствами — наподобие золота или платины. Внутреннее ядро — что-то вроде капсулы времени: если нам удастся разгадать его тайну, то мы поймем, как была сформирована планета и как она развивается», — уверен Ткальчич.

Внутренние сдвиговые волны настолько малы и слабы, что наблюдать их напрямую невозможно, поэтому исследователям пришлось искать творческий подход. Найденный метод позволяет ученым концентрироваться на сходстве между сигналами двух радаров после крупного землетрясения, а не на прямых поступлениях волн. Тот же способ сотрудники Австралийского университета применяли при измерении толщины льда в Антарктиде.

Чтобы избавиться от больших сигналов, ученые отбросили результаты первых трех часов сейсмограммы и сконцентрировались на промежутке от трех до десяти после крупного землетрясения. Используя глобальную сеть станций, исследователи взяли каждую пару приемников и каждое большое землетрясение и измерили сходство между сейсмограммами. Это называется перекрестной корреляцией или мерой сходства, на основе которой и была построена глобальная коррелограмма — некий слепок Земли.

Данные показали, что ядро действительно твердое, как и считалось ранее, со скоростями сдвиговой волны и сдвиговыми модулями 3,42 ± 0,02 километра в секунду и 149,0 ± 1,6 гигапаскаля вблизи внутренней границы ядра и 3,58 ± 0,02 километра в секунду и 167,4 ± 1,6 гигапаскаля в центре Земли. Это говорит о том, что в действительности ядро на 2,5% мягче, чем широко используемая предварительная эталонная модель Голубой планеты.

Результаты исследования могут быть использованы для демонстрации существования J-волн и определения скорости сдвиговой волны во внутреннем ядре. Сами ученые говорят, что полученные данные — лишь начало, а впереди их ждет еще больше увлекательных фактов.

«Мы еще не знаем, какова точная температура внутреннего ядра, каков его возраст и как быстро оно затвердевает, однако сейчас мы стали еще ближе к ответу и на эти вопросы», — говорит Ткальчич.

По словам ученого, понимание внутреннего ядра планеты необходимо для поддержания состояния геомагнитного поля Земли, без которого на ее поверхности не будет условий для жизни.

Австралийские ученые узнали, каким образом ограничение белка в рационе влияет на долголетие. Оказывается, дело вовсе не в самих белках.