«Игра престолов»: игра с наукой — Naked Science
03.03.2015

«Игра престолов»: игра с наукой

В популярном сериале по бестселлерам Джорджа Мартина «Песня льда и пламени» наука не играет большой роли – в конце концов, это сказка. Но мы решили взглянуть на происходящее в этом фэнтезийном мире с точки зрения точного знания – и узнать, что из происходящего в сериале вполне объяснимо, а что невозможно никак. По крайней мере, если не привлекать магию.

game-of-thrones-28
Астрономия: зима долго

Времена года в воображаемом мире, где разворачивается действие фэнтезийной саги, длятся исключительно долго. Многолетнее лето может сменяться зимой, которая готова продлиться не один год, и никто не может заранее предсказать, сколько именно. Длинные и непредсказуемые сезоны во многом определяют жизнь людей, населяющих этот сказочный мир. Дети вырастают, не видя смены времен года, и запасы за долгое лето делаются с прицелом на длинную и тяжелую зиму. Возможна ли такая необычная картина на какой-нибудь необычной планете в нашей Вселенной, нередко тоже достаточно необычной?..

Для начала стоит вспомнить, что вообще является причиной смены времен года на нашей – отнюдь не сказочной – планете. Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты, по которой она движется вокруг Солнца. На экваторе смены сезонов почти не наблюдается: температура там примерно одинакова круглый год, Солнце восходит и заходит практически в одно и то же время, и количество солнечных лучей одинаково что зимой, что летом.

Но если мы живем в умеренном поясе (на широте Москвы это примерно 56° с.ш.), то наша часть планеты будет то поворачиваться к Солнцу «лицом», то отворачиваться от него. И картина получится другая, знакомая каждому: долгие зимние ночи, длинные летние дни. На крайнем севере зимой Солнце может вообще не всходить над горизонтом, а летом – не опускаться за него. Количество излучения, приходящего в приполярные районы, сильно меняется в зависимости от времени года. Меняется и температура, а с ней – и природа.

Похожая картина наблюдается и на Марсе, ось вращения которого отклонена от плоскости его орбиты примерно на тот же угол, что и у Земли. А вот ось Юпитера почти строго перпендикулярна его орбите, и поэтому во всех точках планеты всегда свой сезон, один и тот же. На экваторе всегда лето, но чем ближе к полюсу, тем становится холоднее.

Углы наклона осей вращения планет Солнечной системы к плоскостям орбиты их движения вокруг Солнца / ©Wikimedia Commons

Другой фактор, который теоретически способен повлиять на количество приходящего на планету излучения звезды, – эксцентреситет ее орбиты, «вытянутость» относительно идеального круга. Однако у всех планет Солнечной системы орбиты очень близки к круговым, и эксцентреситет в смене сезонов играет очень незначительную роль (по крайней мере, в нашей звездной системе).

Можно вспомнить также Уран, который движется по орбите, вращаясь вокруг оси практически на боку. Из-за этого он поворачивается к Солнцу попеременно то северным полюсом, то южным, то экватором, то средними широтами, и зима здесь длится по 42 года. Однако это если считать нашими, земными годами. На Уране же год занимает 84 земных, так что и такая комбинация не дает нам многолетней зимы или лета.

Известные нам далекие экзопланеты также имеют орбиты, довольно близкие к круговым. Сезоны на них могут быть длиннее или короче, могут быть неравными, их может вообще не быть (как на Юпитере), но невозможно представить, чтобы из-за наклона оси вращения или эксцентреситета орбиты они были длиннее года – времени полного оборота вокруг звезды.

Можно рассмотреть еще один фактор – прецессию, колебания оси вращения планеты. Это происходит и с Землей, но развивается на гораздо более длительных масштабах времени. Период прецессионного движения земной оси составляет 26 тыс. лет и никак не соразмерен с продолжительностью сезонов. Вообразить, что планета «мира льда и пламени» прецессирует быстрее, сложно. Скорость прецессии зависит от массы тела, и для таких больших объектов, как планеты, она не может быть короткой никак. А значит, не может создавать изменений на масштабах порядка нескольких лет – или нескольких десятков.

Впрочем, в прошлом году студенты американского Университета Джона Хопкинса – большие фанаты «Игры престолов» – нашли-таки сложную комбинацию, при которой странности смены сезонов в Вестеросе можно объяснить и естественными причинами. В рамках этой модели планета «мира льда и пламени» чем-то напоминает Татуин из киноэпопеи «Звездные войны»: она должна вращаться вокруг системы из двух звезд, описывая вокруг них довольно запутанную траекторию.

Теоретически это не только позволяет каждому отдельному времени года длиться дольше самого года, но и делает их продолжительности непредсказуемыми. Сколько продлится зима? Четыре года или десять? Все зависит от сложной пляски в системе из трех тел. Остается лишь один вопрос: почему над Вестеросом не сияют два Солнца?..

Резюме: возможно, с оговорками

Физиология: рыцарь-Гора и золотая корона

Григор «Гора» Клиган – рыцарь невероятной, даже садистической бездумной жестокости, и столь же невероятных размеров и силы. Одной рукой он легко управляется с тяжеленным двуручным мечом, которым запросто калечит и убивает противников, случайных людей, детей и животных. «Весит стоунов тридцать – и все это мускулы, а не жир. (…) Он разрубает человека пополам одним ударом, и обыкновенный воин не смог бы выдержать вес его доспехов, не говоря уж о том, чтобы драться в них, – отзывается о нем Тирион Ланнистер, добавляя: – Безмозглое чудовище, склонное к припадкам слепой ярости».

Почти столь же внушителен и актер, выбранный создателями сериала на эту диковатую роль. Австралиец Конан Стивенс – самый высокий бодибилдер мира – достигает 215 см в высоту и весит 145 кг, и все это, повторяя Тириона, «мускулы, а не жир». Это ярко видно из потрясшей многих сцены схватки Горы с дорнийским принцем Оберином Мартеллом, «Красным Змеем», который на его фоне выглядит просто тощим мальчишкой, хотя чилийского актера Педро Паскаля, который исполняет его роль, щуп­лым не назовешь: при росте 180 см сложен он вполне атлетически.