21.03.2016
Редакция Naked Science

Детеныши обезьян растут быстрее, чтобы не стать жертвами взрослых

Самки обезьян-колобусов, среди которых распространены убийства малышей, научились защищать потомство собственными гормонами. Получая их с молоком, детеныши быстрее растут и выходят из-под угрозы нападения взрослых самцов.

Worst-Cliche-fight-on-the-top-of-a-tower

Природа умеет быть жестокой, и инфантицид – убийство детенышей – не такое уж редкое явление, в том числе и среди высокоразвитых млекопитающих. А среди некоторых оно настолько нередкое, что в дело вступают новые эволюционные механизмы защиты малышей. Как показало исследование канадских приматологов, детеныши обезьян-колобусов растут ускоренными темпами, чтобы избежать опасности со стороны агрессивных взрослых самцов. О результатах работы сообщает журнал Animal Behaviour

Африканские обезьяны рода Colobus достигают в длину чуть более полуметра и отличаются отсутствием большого пальца. Несмотря на такое «уродство», колобусы великолепно владеют телом и ловко прыгают по деревьям, цепляясь за ветки четырьмя своими пальцами, сложенными в мощные крюки. Как правило, живут колобусы небольшими территориальными группами не более десяти особей в каждой. Возглавляет стаю альфа-самец, контролирующий гарем из самок и их детенышей. Приплод рождается совершенно белесым, через несколько недель приобретая серую шерсть, и лишь через несколько месяцев – взрослую черно-белую окраску.

Этим переходом цветов и заинтересовались исследователи из команды канадского профессора Анжелы Кротти (Angela Crotty). Вместе с коллегами из Японии они в течение восьми лет следили за жизнью девяти стай колобусов, обитающих в дикой природе. Ученые наблюдали всю череду опасностей, с которыми те вынуждены сталкиваться: от нападений хищников и браконьеров до своих собственных соплеменников. В группах, где половой зрелости и силы достигают сразу несколько самцов, агрессия нередко приводит к инфантициду.

«Как правило, взрослый самец может убивать детеныша другого самца, чтобы вновь спариться с самкой и оставить собственное потомство», – поясняют авторы исследования. Подыскивая подходящую жертву, агрессор предпочитает связываться лишь с достаточно беззащитными малышами-самцами. При этом ученые заметили, что в группах, где инфантицид особенно свирепствует, взросление детенышей и смена ими окраски на «взрослую» происходит быстрее. На этом фоне малыши-самки, которые почти никогда не становятся жертвами таких нападений, сохраняют обычную скорость роста.

Авторы считают, что процесс начинается с самки-матери: обстановка повышенной опасности для растущего детеныша заставляет ее организм вырабатывать повышенное количество стрессовых гормонов. Во время кормления эти соединения вместе с молоком попадают в организм малыша, стимулируя ускоренный рост до более или менее безопасных размеров.