18.12.2020

Американские ученые показали, что капуцины и макаки продолжают упорствовать по отношению к задаче, в которую вложили ресурсы. Даже если это совершенно бессмысленно и ведет к неблагоприятному исходу.

Обезьяны, как и люди, склонны следовать намеченной цели, в которую вложили ресурсы. Даже если она не имеет смысла / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Если вы когда-нибудь надолго оставались в некомфортных для вас и бесперспективных отношениях, в которые вложили много эмоциональных и других ресурсов, или продолжали вкладывать средства в проект, несмотря на его явную убыточность, то знакомы с феноменом так называемых невозвратных затрат.

Истоки этого поведения могут лежать в далеком эволюционном прошлом. К такому выводу пришли исследователи из Центра языковых исследований государственного университета Джорджии (США).

Для этого они провели эксперимент с участием 26 капуцинов и семи макак-резусов, которым предлагалось сыграть в простую видеоигру. В ней они управляли джойстиком, при помощи которого им нужно было переместить курсор на движущуюся цель и удерживать его, пока та не остановится. Если им это удавалось — их ждало угощение, если нет — награду они не получали, а игра начиналась заново.

Ученые выяснили, что и тот, и другой вид обезьян удерживали курсор в пять-семь раз дольше, чем это происходило бы в обычных, не связанных с игрой и наградой, ситуациях. При этом животные не понимали, что если они отпустят курсор раньше, то вероятность получения их награды, наоборот, возрастет, а не снизится.

Таким образом, пришли к выводу специалисты, обезьяны, как и люди, предрасположены предпринимать попытки к продолжению какой-либо деятельности, если уже вложили в нее определенное количество ресурсов (времени, денег и так далее). Даже если понимаем, что большинство из наших попыток завершатся неудачей.

Такое упорство будет сильнее, чем сильнее неуверенность в результате: «А вдруг при следующей попытке придется ждать еще дольше?». Эксперимент показывает, что, вероятно, этот механизм появился задолго до появления человека — еще у наших далеких предков. И, возможно, даже задолго до приматов как таковых, ведь похожие результаты в прошлых исследованиях показали голуби и крысы.