22.11.2017
Редакция Naked Science

Чума появилась на территории России в конце каменного века

В Центральную Европу “черная смерть” попала с территории современной России.

d41586-017-07293-7_15238300

Биологи изучили зубы и фрагменты костей из 500 индивидуальных погребений эпохи верхнего неолита и начала бронзового века. Анализ ДНК, извлеченной из 6 образцов, дал полный геном бактерии чумной палочки (Yersinia pestis); самые древние из них пролежали в земле 4800 лет.

Останки людей, в костях которых обнаружились следы чумной палочки, были найдены на территории современных Германии, Литвы, России, Хорватии и Эстонии. Образцы из России и Эстонии датируются более ранними периодами, чем остальные; более того, они служат едва ли не самыми древними доказательствами заболевания человека чумой. Как пояснил Александр Гербиг, историк из Исторического института Общества Макса Планка, их датировка приблизительно совпадает с датировкой ДНК чумной палочки, извлеченной из человеческих останков, найденных на Алтае.

Один из шести штаммов бактерии оказался старше других пяти и идентичен штамму, извлеченному из сибирского захоронения, сделанного 48004600 лет назад. В это время люди, обитавшие на территории современных России и Украины, начали переселение на запад, в Европу.  Возможно, именно эти переселенцы принесли чуму в Восточную Европу.

Бактерия Yersinia pestis стала причиной нескольких пандемий в Европе, включая самую крупную эпидемию «Черной смерти» XIV века, уничтожившую, по разным оценкам, от трети до двух третей населения Европы.

Сопоставив расшифрованный геном неолитической чумной палочки  бактерии бронзового века, ученые пришли к выводу о том, что и в каменном веке, и позднее люди заражались одними родственно близкими штаммами бактерии. Это говорит о том, что, несмотря на большие расстояния между ареалами расселения людей каменного века, они заражались друг от друга. «Чума либо несколько раз приходила в Европу, либо попала единожды и осталась там»,  теоретизирует один из авторов исследования, Аида Андрарес Вальтуэна (Aida Andrades Valtueña).