Чума появилась на территории России в конце каменного века — Naked Science

Чума появилась на территории России в конце каменного века

В Центральную Европу “черная смерть” попала с территории современной России.

d41586-017-07293-7_15238300

Биологи изучили зубы и фрагменты костей из 500 индивидуальных погребений эпохи верхнего неолита и начала бронзового века. Анализ ДНК, извлеченной из 6 образцов, дал полный геном бактерии чумной палочки (Yersinia pestis); самые древние из них пролежали в земле 4800 лет.

Останки людей, в костях которых обнаружились следы чумной палочки, были найдены на территории современных Германии, Литвы, России, Хорватии и Эстонии. Образцы из России и Эстонии датируются более ранними периодами, чем остальные; более того, они служат едва ли не самыми древними доказательствами заболевания человека чумой. Как пояснил Александр Гербиг, историк из Исторического института Общества Макса Планка, их датировка приблизительно совпадает с датировкой ДНК чумной палочки, извлеченной из человеческих останков, найденных на Алтае.

Один из шести штаммов бактерии оказался старше других пяти и идентичен штамму, извлеченному из сибирского захоронения, сделанного 48004600 лет назад. В это время люди, обитавшие на территории современных России и Украины, начали переселение на запад, в Европу.  Возможно, именно эти переселенцы принесли чуму в Восточную Европу.

Бактерия Yersinia pestis стала причиной нескольких пандемий в Европе, включая самую крупную эпидемию «Черной смерти» XIV века, уничтожившую, по разным оценкам, от трети до двух третей населения Европы.

Сопоставив расшифрованный геном неолитической чумной палочки  бактерии бронзового века, ученые пришли к выводу о том, что и в каменном веке, и позднее люди заражались одними родственно близкими штаммами бактерии. Это говорит о том, что, несмотря на большие расстояния между ареалами расселения людей каменного века, они заражались друг от друга. «Чума либо несколько раз приходила в Европу, либо попала единожды и осталась там»,  теоретизирует один из авторов исследования, Аида Андрарес Вальтуэна (Aida Andrades Valtueña).

Второй китайский луноход «Нефритовый заяц» продолжает усердно трудиться на поверхности естественного спутника Земли. На опубликованных недавно новых фото видны как будущие объекты исследования, так и живописные виды обратной стороны Луны.