29.11.2017
Редакция Naked Science

Британские медики предупредили о вспышке скарлатины

По неясным пока причинам заболевание, которое научились лечить почти 100 лет назад, все чаще поражает детей в разных регионах планеты.

scarlet-fever-outbreak

Скарлатина – бактериальная инфекция, вызванная гемолитическим стрептококком группы А (Streptococcus pyogenes). У больных поднимается температура, увеличиваются лимфоузлы, тело и слизистые покрываются мелкой сыпью. Несмотря на относительно безобидные симптомы, скарлатина сопровождается общей интоксикацией организма, вызванной токсичными белками, которые выделяют бактерии-возбудители, и без лечения бывает летальной. В первые 10 лет XX века только в Британии от скарлатины погибло 36 тысяч человек, в основном дети от 5 до 15 лет, не выживал в среднем каждый двадцатый пациент. Эта болезнь была главной причиной детской смертности до появления пенициллина.

С начала повсеместного использования антибиотиков после войны случаи заболевания регистрировались все реже, но вакцины от скарлатины до сих пор не существует, поэтому полностью избавиться от этой болезни не удается.  В конце 2000-х годов эпидемиологи заговорили о новой волне скарлатины; в 2009 году в Великобритании скарлатиной заболело три тысячи человек.

Для скарлатины вообще характерна довольно необычная и пока малообъяснимая эпидемиология; крупные очаги возникают каждые несколько десятков лет. Советская статистика конца пятидесятых показывает, что вспышки заболеваемости мало зависят от установленной практики профилактики заражения. Такие же точечные вспышки наблюдаются в Юго-Восточной Азии, во Вьетнаме, Гонконге и Китае.

В 2016 году в Британии было зарегистрировано 19 тысяч случаев заболевания, в среднем 33 на 100 тысяч населения; такого не было с 1964 года. Примечательно, что в 2013 году количество диагнозов «скарлатина» держалось еще на отметка 4600 в год. Сейчас эпидемиологическая ситуация близка к показателям начала прошлого века, и, хотя скарлатина легко лечится и при надлежащей терапии крайне редко приводит к осложнениям, рост заболеваемости настораживает медиков.

Сначала эту тенденцию объясняли появлением резистентных к антибиотикам штаммов бактерий, но молекулярно-генетический анализ не дал подтверждений этому предположению. Возбудитель по-прежнему легко лечится даже лекарствами старых поколений. Пока рабочая гипотеза – наследственные изменения в работе иммунной системы, которые делают организм более уязвимым. Также рассматривается версия о влиянии окружающей среды и появлении нового, пока не выявленного бактериального или вирусного агента, который делает возбудитель более активным или облегчает для него борьбу с иммунитетом.

Врачи советуют родителям детей от 5 до 15 лет вовремя обращать внимание на недомогания детей, покраснение языка и появление сыпи – первые симптомы скарлатины.

Исследование британских эпидемиологов опубликовано в журнале The Lancet.