Биологи изучили каннабиноиды мхов — Naked Science

Биологи изучили каннабиноиды мхов

У печеночных мхов обнаружили аналог каннабинола конопли, подходящий для создания обезболивающих без наркотического эффекта.

181024142607_1_900x600

Печеночники — сравнительно примитивный, но процветающий отдел растений, родственный мхам. Сегодня они распространены повсеместно — от тропиков до Приполярья. В 1994 году из печеночников рода Radula были выделены перроттетинены (perrottetinene, PET) — растительные каннабиноиды, близкие к известному тетрагидроканнабинолу (ТГК) конопли.

РЕТ синтезируют лишь три вида Radula, произрастающие в Японии, Новой Зеландии и Коста-Рике (в частности, Radula perrottetii, показанная на иллюстрации к этой заметке). Высушенные растения предлагаются на черном рынке в качестве аналога марихуаны, не подпадающего под законодательные запреты. Однако на самом деле они содержат слишком низкие концентрации РЕТ, чтобы оказывать на человека заметное психоактивное воздействие.

Тем не менее механизмы действия перроттетиненов до сих пор плохо изучены. Этим вопросом занялась группа швейцарских ученых во главе с профессором Бернского университета Юргом Гертшем (Jürg Gertsch). Они исследовали молекулярную структуру PET печеночников Radula и перспективы фармакологического применения этого вещества. Результаты их работы представлены в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Установив детальную структуру РЕТ, ученые подтвердили их сходство с ТГК конопли. «Потрясающе, но лишь эти растения, которые разделяет 300 миллионов лет эволюции, способны синтезировать фитоканнабиноиды», — говорит профессор Гертш. Его команде удалось найти метод синтеза этого вещества в лаборатории — в количествах, с которыми удобно экспериментировать.

Опыты с культурами клеток человеческого мозга подтвердили, что РЕТ связываются с рецепторами эндогенных каннабинолов. Они вызывают снижение уровня простагландинов и ослабляет воспаление. Кроме того, воздействие синтезированных препаратов РЕТ было изучено на лабораторных мышах. Ученые отслеживали реакцию животных на болевое воздействие, а также их температуру и двигательную активность как индикаторы возможных психоактивных эффектов. Работа показала, что РЕТ могут сохранять болеутоляющее действие ТГК конопли, но при этом имеют меньшее психоактивное действие.

Стоит вспомнить, что и ТГК конопли многократно демонстрировал различные важные фармакологические эффекты — от антивоспалительных до обезболивающих. Однако медики крайне редко прибегают к этому средству из-за жестких законодательных ограничений на его оборот.

Поэтому ученые надеются, что проблему решат РЕТ, почти не проявляющие столь нелюбимое законодателями психоактивное воздействие, но сохраняющие полезные свойства ТГК. Но для этого нужны еще годы и годы исследований. Хотя судя по тому, как стремительно в разных странах ослабевают окружающие ТГК и коноплю запреты, всего этого может и не понадобиться.

Яркие пятна на поверхности Цереры оказались выбросами льда и минералов, поднятых из недр карликовой планеты, где скрывается обширный резервуар насыщенной солями жидкости.