Низкое качество лабораторной марихуаны поставило под сомнение результаты ее исследований

Ученые обнаружили, что «стандартные» сорта конопли, которые используются для исследований, содержат в разы меньше активных веществ, чем сорта в «уличной» продаже. Это заставляет сомневаться в результатах многих экспериментов, посвященных изучению эффектов употребления марихуаны.

На онлайн-сервисе препринтов bioRxiv группа ученых из Университета Колорадо представила неожиданный взгляд на множество предыдущих опытов, посвященных изучению различных последствий употребления марихуаны. Авторы обнаружили, что сорта конопли, которые используются в экспериментах, содержат намного меньше действующего вещества, чем в специально выведенных сортах, поступающих в нелегальную (а кое-где уже и в легальную) продажу.

Речь идет о тетрагидроканнабиоле (ТГК), основном активном веществе в растениях конопли. ТГК легко преодолевает гематоэнцефалический барьер и действует на каннабиоидные рецепторы СВ1, что и ведет к проявлению массы наркотических эффектов. В частности, притупляется болевая чувствительность, поэтому медики иногда прибегают к такой терапии для помощи страдающим от тяжелых хронических болей.

Однако ТГК не единственное активное вещество наркотика, содержащего целый спектр молекул-каннабиоидов, включая каннабидиол, каннабигерол, каннабихромен, тетрагидроканнабиварин и др. Их воздействие на центральную нервную систему, на другие аспекты физиологии организма изучены недостаточно, что на фоне расширяющегося движения за легализацию этого наркотика стимулирует постоянные исследования марихуаны, прежде всего в США.

При этом на федеральном уровне она остается запрещенной. Поэтому, согласно действующим в стране нормам, ученые вынуждены заказывать препараты наркотика в Национальном институте по проблемам злоупотребления наркотиками (National Institute on Drug Abuse, NIDA). Полученные из NIDA образцы и протестировали ученые из Колорадо, сравнив содержание в них различных каннабиоидов с теми цифрами, которые демонстрируют образцы марихуаны, закупленные исследователями в магазинах Калифорнии и Канады, где наркотик частично легализован.

И действительно, «экспериментаторская» конопля оказалась заметно менее насыщенной канабиоидами, чем «уличная». В среднем, она содержала 6,16% каннабихромена и 5,15% ТГК – для сравнения, приобретенные в магазинах препараты содержали их в количестве 12,8 и 19,0 процентов соответственно. В связи с этим ученые заключают, что результаты работ, изучающих эффекты употребления конопли на основе материалов, полученных от NIDA, оказываются сомнительными, поскольку как минимум недооценивают эффекты злоупотребления.