28.02.2018
Редакция Naked Science

Астрономы установили происхождение звезд вне диска Млечного Пути

Группы звезд, вращающихся далеко на периферии Млечного Пути, были выброшены сюда столкновениями с карликовыми галактиками.

halo0
©Wikipedia / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Далеко за пределы видимой части нашей Галактики простирается ее гало, состоящее из темной материи и разреженного газа. Встречаются здесь и звезды, которые образуют потоки и группы, вращающиеся вокруг Млечного Пути, двигаясь и в плоскости его диска, и над ней. Одни из них считаются остатками карликовых галактик, поглощенных нашей. Другие, как предполагается, образовались из вещества, оставшегося после формирования центральной части Галактики.

Однако новая работа Марии Бергеманн (Maria Bergemann) и ее коллег из Института астрономии Общества Макса Планка указывает на совершенно другое происхождение звезд галактического гало. В статье, опубликованной журналом Nature, они приходят к выводу о том, что эти звезды родились в самом диске Млечного Пути и лишь затем были выброшены из него на далекую периферию.

Ученые опирались на наблюдения расположенной на Гавайях обсерватории W. M. Keck. Они позволили оценить химический состав 14 групп звезд, входящих в группы Tri-And и A13, находящихся в гало, примерно на 14 тыс. световых лет выше и ниже плоскости Галактики. Содержание различных нуклидов в звезде может служить хорошим указанием на ее происхождение, будь то диск Млечного Пути или его внешнее гало, другая галактика или шаровое скопление.

Моделирование возмущений, вызванных гравитационным взаимодействием Млечного Пути с близкой карликовой галактикой. Показаны звезды в гало, положение которых учитывалось при проверке модели / ©Mueller, Laporte, NASA, JPL-Caltech

Полученные в результате спектры подтвердили, что химический состав звезд Tri-And и A13 почти идентичен и совпадает с составом обычных звезд внешней части диска Галактики. «Они выталкиваются из плоскости Млечного Пути, когда через него проходит достаточно массивная карликовая галактика, – объясняет одна из авторов работы Джуди Коэн (Judy Cohen). – Этот проход создает осцилляции, возмущения, которые выбрасывают звезды из диска, вверх или вниз, в зависимости от направления движения возмущенной массы».