В Млечном Пути нашлись остатки 11 погибших галактик — Naked Science

В Млечном Пути нашлись остатки 11 погибших галактик

Первые данные проекта по поиску темной материи позволили лучше узнать нашу собственную Галактику и найти в ней новые следы карликовых соседок, поглощенных Млечным Путем.

mway0

Международная коллаборация из более чем 400 ученых, занятых масштабным проектом Dark Energy Survey, рассказала о предварительных результатах первых лет работы. На прошедшей в Вашингтоне встрече Американского астрономического общества Брайан Янни (Brian Yanny) и его коллеги представили уникальные данные обзора, который охватил около 1/8 части неба. Среди самых впечатляющих находок было названо обнаружение 11 ранее неизвестных потоков звезд на окраинах Млечного Пути – всего, что осталось от мелких галактик, уничтоженных его гравитацией.

Целью Dark Energy Survey является исследование природы темной энергии, с которой, как считается, связано ускоряющееся расширение Вселенной. Для этого используется камера DECam, установленная на четырехметровом телескопе обсерватории CTIO в чилийских Андах. Участники проекта сообщили, что за несколько лет работы инструмент сделал порядка 40 тыс. снимков, покрывающих 5 тыс. кв. градусов небесного свода – около восьмой его части. Эти данные могут быть использованы не только для поисков темной энергии – и первые находки это показывают.

Нашу Галактику окружает сферическое гало, состоящее из темной материи, а также разреженного газа и малочисленных звезд. Некоторые из них образуют связанные потоки, остатки карликовых галактик, которые Млечный Путь поглотил в процессе роста и эволюции. Это как в палеонтологии: редкие отдельные звезды трудно связать друг с другом, как распавшиеся косточки вымершего ящера, но если иметь достаточно данных, из них можно собрать полный скелет.

Звездные потоки Млечного Пути / ©NASA / JPL-Caltech / R. Hurt, SSC & Caltech

Ранее в галактическом гало Млечного Пути было идентифицировано около двух десятков таких звездных потоков – львиная доля из них благодаря обзору Sloan Digital Sky Survey. Наблюдения его прямого последователя Dark Energy Survey позволили определить еще 11 – и астрономы уверены, что по мере продолжения наблюдений будут найдены новые. «Эти потоки интересны нам, поскольку показывают историю образования и структуру Млечного Пути и его гало, – сказала одна из участниц проекта Нора Шипп (Nora Shipp). – Звездные потоки дают моментальный снимок того, как крупная галактика росла, складываясь из отдельных мелких галактик».