В Млечном Пути нашлись остатки 11 погибших галактик — Naked ScienceNaked Science
16.01.2018, 09:28
Naked Science

В Млечном Пути нашлись остатки 11 погибших галактик

Первые данные проекта по поиску темной материи позволили лучше узнать нашу собственную Галактику и найти в ней новые следы карликовых соседок, поглощенных Млечным Путем.

mway0

Международная коллаборация из более чем 400 ученых, занятых масштабным проектом Dark Energy Survey, рассказала о предварительных результатах первых лет работы. На прошедшей в Вашингтоне встрече Американского астрономического общества Брайан Янни (Brian Yanny) и его коллеги представили уникальные данные обзора, который охватил около 1/8 части неба. Среди самых впечатляющих находок было названо обнаружение 11 ранее неизвестных потоков звезд на окраинах Млечного Пути – всего, что осталось от мелких галактик, уничтоженных его гравитацией.

Целью Dark Energy Survey является исследование природы темной энергии, с которой, как считается, связано ускоряющееся расширение Вселенной. Для этого используется камера DECam, установленная на четырехметровом телескопе обсерватории CTIO в чилийских Андах. Участники проекта сообщили, что за несколько лет работы инструмент сделал порядка 40 тыс. снимков, покрывающих 5 тыс. кв. градусов небесного свода – около восьмой его части. Эти данные могут быть использованы не только для поисков темной энергии – и первые находки это показывают.

Нашу Галактику окружает сферическое гало, состоящее из темной материи, а также разреженного газа и малочисленных звезд. Некоторые из них образуют связанные потоки, остатки карликовых галактик, которые Млечный Путь поглотил в процессе роста и эволюции. Это как в палеонтологии: редкие отдельные звезды трудно связать друг с другом, как распавшиеся косточки вымершего ящера, но если иметь достаточно данных, из них можно собрать полный скелет.

Звездные потоки Млечного Пути / ©NASA / JPL-Caltech / R. Hurt, SSC & Caltech

Ранее в галактическом гало Млечного Пути было идентифицировано около двух десятков таких звездных потоков – львиная доля из них благодаря обзору Sloan Digital Sky Survey. Наблюдения его прямого последователя Dark Energy Survey позволили определить еще 11 – и астрономы уверены, что по мере продолжения наблюдений будут найдены новые. «Эти потоки интересны нам, поскольку показывают историю образования и структуру Млечного Пути и его гало, – сказала одна из участниц проекта Нора Шипп (Nora Shipp). – Звездные потоки дают моментальный снимок того, как крупная галактика росла, складываясь из отдельных мелких галактик».

Британская компания Reaction Engines провела испытания двигателя SABRE (Synergetic Air Breathing Rocket Engine), которые продемонстрировали теоретическую возможность работы при полете на гиперзвуковой скорости.

Самцы звонарей ухаживают за самками, поражая их громкостью своей песни, и способны «перекричать» даже самолет.